Неправда, что високосный год приносит одни несчастья. Вот в докладе Государственного департамента США по ситуации с соблюдением прав человека в России нас не только обложили почем зря, но и похвалили.
Главные комплименты достались нашей судебной системе – за то, что она, несмотря на «бедность, коррупцию, неблагоприятное воздействие со стороны других ветвей власти»… «продолжает проявлять все большую независимость». Зато во всем остальном – сплошной регресс. Гражданского общества стало меньше, правосудие применялось избирательно, думские выборы не отвечали международным стандартам, свободное телевидение исчезло как жанр, в КПЗ следователи выбивали показания, а в Чечне было по-прежнему хуже некуда. Правда, ответственны за это как федеральные власти, так и «чеченские повстанцы», которые «убивали гражданских лиц, отказывавшихся помогать им, использовали гражданских лиц в качестве живых щитов, заставляли строить укрепления и не давали покидать Чечню». О зверствах властей написано больше, потому что с властей - другой спрос.
В общем, все верно или почти верно, читателю доклада по России трудно не согласиться с большей частью содержащихся в нем наблюдений. Проблема доклада не в том, что Россию в нем оболгали. Проблема в том, что он – только один из 158 докладов по странам мира, которые каждый год в конце февраля Госдеп представляет конгрессу, и судить о намерениях его авторов в отношении России можно только сопоставив его с бумагами из соседней папки. После такого сопоставления остается ощущение, что доклады писались разными людьми в разных ведомствах и с абсолютно разной целью.
Самая критическая фраза из доклада по Латвии звучит так же остро, как самокритика политбюро с трибуны очередного съезда КПСС: «Страна должна продолжать уделять первостепенное значение и направлять достаточные средства на честную и беспристрастную реализацию закона о гражданстве». Не нужно диплома филолога, чтобы понять: «должна продолжать уделять», значит, уже уделяет, а стало быть, все в порядке. А все беды латвийского общества приписываются «политике русификации, осуществлявшейся в советское время».
Собственно, доклады о ситуации с соблюдением прав человека с самого начала были задуманы как инструмент американской внешней политики и буквально к правам человека имеют весьма косвенное отношение. В начале 70-х президент Картер объявил, что права человека – одна из важнейших тем нашего времени и эта тема поможет победить коммунизм. Демократы слывут в Америке идеалистами, которые гораздо больше, чем их прагматичные республиканские оппоненты, сконцентрированы на гуманитарных ценностях. Картер нашел этому идеализму самое практическое применение. На основании акта конгресса 1961 г. о помощи, направляемой за рубеж, он поручил Государственному департаменту ежегодно представлять Конгрессу доклады о соблюдении прав человека и демократических ценностей в странах, которым помогают США. Первые доклады вышли в 1977 г. и описывали ситуацию в 82 странах-получателях американской помощи. Очень скоро, однако, Госдеп распространил практику составления докладов на СССР и другие коммунистические страны, которым никакой помощи не предоставлялось. Так доклады превратились в одно из орудий холодной войны с характерной системой распознания свой-чужой, которая не отключена до сих пор.
Доклад по правам человека – это документ, по которому страна должна понять, воспринимается ли она в США как союзник, партнер или ей надо готовиться к пополнению списка оси зла.
Было время, когда доклад о России был преисполнен оптимизма (с 1991 по 1996г), было время, когда все рисовалось в черных красках (после начала войны в Чечне и появления свежих идей мадам Олбрайт, реализованных в гуманитарном бомбометании в Югославии). Что же сейчас?
При Буше союзники и друзья США стали определяться не по тому, насколько они разделяют американские ценности, а по тому, как активно та или иная страна поддерживает США в войне против терроризма. Россия чувствует себя здесь довольно уверенно. Однако она отказалась поддержать войну в Ираке и едва не примкнула к оси Париж-Берлин. К тому же многие демократы, критикуя Буша, готовы поставить под вопрос его союз с Россией в борьбе против терроризма. В начале 2004 г. генерал У.Кларк, до недавнего претендент на звание кандидата в президенты от демократической партии, высказался в том духе, что Россия не демократическая страна и не может быть союзником США. В августе прошлого года с инициативой исключить Россию из большой восьмерки за нарушение фундаментальных свобод выступил в Конгрессе другой потенциальный кандидат в президенты - сенатор Джо Либерман (тогда его поддержали несколько республиканцев). Истинная цель этих выступлений - бросить вызов президенту Бушу и ограничить его свободу действий. Теперь ему придется либо соглашаться, что Россия - плохая демократия и плохой союзник, и оправдывать свой «флирт с Путиным» конъюнктурой борьбы против терроризма, либо доказывать, что Россия уверенно идет по пути свободы и демократии. Новый доклад по правам человека в России как раз балансирует между этими двумя возможностями, оставляя Бушу пространство выбора.
Пока же Буш выбирает, мы тоже можем завести практику подобных докладов, где, пожурив Туркмению за «некоторые незначительные недоработки», дать жесткую отповедь нарушению прав человека в Германии (где детей выгоняют из школ за невинный поцелуй на перемене), США (где людей сажают в тюрьму за просмотр порнофильмов в машине и запрещают гомосексуальные браки), Франции (где запрещают школьникам носить хиджабы, кресты и могендовиды в школах).