После президентского совещания 2 февраля, на котором Путин потребовал от правительства обратить внимание на растущие цены на хлеб, ленты региональных новостей тут же запестрели сообщениями о том, как и где какой губернатор начал сдерживать рост цен на хлебо-булочные изделия. Методы при этом используются разные – в зависимости от стиля и убеждений губернаторов. Впрочем, лишь немногие из них – например, Константин Титов – предполагают решать вопрос, используя либеральные инструменты налоговых льгот и тарифов. В основном проблему предпочитают решать более привычными мерами.
В Ярославле хлебозаводам в срочном порядке выделены льготные кредиты. В Санкт-Петербурге власти заключили соглашение с хлебными заводами и магазинами, в котором обязали последних не повышать до 1 апреля цены на несколько дешевых сортов черного и белого хлеба, получившего теперь название «социального». В Красноярске решили просто «разобраться» с ОАО «Красноярскхлеб», объяснив предприятию, по словам заместителя губернатора Льва Кузнецова, «его роль и место на территории края». В Коми против повысившего цены на разную продукцию от 2 до 15 % «Сыктывкархлеба» региональное управление Министерства по антимонопольной политике возбудило дело. В некоторых же зерновых регионах решили разрешить проблему еще радикальнее – Ставропольский губернатор Черногоров, также достигший «соглашения» со «Ставропольхлебом» о неповышении цен, заявил о недопустимости «играть в прятки с хлебом» и посоветовал краевой Думе провести слушания по вопросам организации местными властями хлебозаготовок.
Кое-где начали применять и меры политического характера – например, в Кемеровской области директор хлебозавода за сокращение выпуска «социального» хлеба выведен из протулеевского блока «Служу Кузбассу» (организации, созданной на основе местного отделения «Единой России», Народной партии и движения «Народовластия»).
Проблема стабильных цен на хлеб ставилась в разное время и в разных странах. По-разному она и решалась. В древнем Константинополе когда-то стабильные цены на хлеб могли не меняться веками – просто представители городских властей регулярно обходили пекарни и определяли, в какого объема форме сегодня выпекать хлеб – так что за ту же цену в разное время можно было получить хлеб самого разного веса и размера.
В СССР цены на хлеб имели статус священных: их поддержание было постоянной и важнейшей заботой партии и правительства - в результате страна тратила на экспорт зерна немыслимые деньги, зато граждане кормили буханками свиней, так как хлеб был много дешевле фуражного зерна. Хлеб в СССР вообще был одним из ключевых государствообразующих символов, и твердые цены на него буквально воспринимались как незыблемость советского строя и его социальных основ.
Советская мифология, конечно появилась не на пустом месте. В России 19 века в крестьянской среде хлеб был тоже важным символом. Однако далеко не единственным и не тотальным - в русской литературе не найти романа "Хлеб", да и в народе говорили не только "хлеб всему голова", но и "щи да каша, пища наша". Причем любопытно, что на роль главного символа России хлеб был назначен как раз тогда, когда началась индустриализация, превратившая деревенскую Россию в городской Советский Союз, после чего хлеб и вовсе потерял свою ключевую роль в мифологии нации. Но лозунги въелись в сознание. И советское отношение к хлебу живо до сих пор.
Нынешняя истерия по поводу цен на хлеб имеет одну важную особенность. Граждане в большинстве своем почти не замечают его подорожания и относятся к борьбе за "недопустимость роста стоимости хлеба" крайне равнодушно. Зато почти все региональное начальство стоит на ушах.
Впрочем, на уши встали они не сразу, до «исторического» совещания большинство руководителей воспринимало растущие цены на хлеб как одну из проблем в ряду других. Однако после произнесения президентом ключевых слов 2 февраля административная машина произвела немедленную корректировку целей и яростно обрушилась на мукомолов и пекарей.
Ключевыми словами оказались "борьба с бедностью", "хлеб" и не произнесенное, но хорошо услышанное "президентские выборы". Соединившись вместе, они воскресили советскую мифологию, и борьба за цены на хлеб обрела статус важнейшего государственного дела. Впрочем, советская мифология оказалась вполне созвучна и некоторым современным реалиям. Ретивость губернаторов в борьбе за хлеб объясняется, в том числе, и возможностью "порулить" предприятиями и их ценами, причем в полном соответствии с генеральной линией.
В последние годы мы уже не первый раз сталкиваемся с желанием властей продемонстрировать некоторые высокие образцы государственного поведения. Желание само по себе в высшей степени похвальное, однако результатом почему-то всегда оказывается воспроизведение советского опыта - вроде бы "настоящее" государство было именно там и именно тогда. А раз так, то надо проводить пафосные стратегические учения на Северном флоте, чтобы показать государственную мощь. А чтобы показать государственную заботу о людях - начинать борьбу с подорожанием хлеба. В этом солидарны все уровни власти - и федеральные, и региональные, и местные.
Что ж, вероятно, мы обречены на "вечное возвращение", вплоть до тех пор, пока не выработается новая государственная традиция, органически связанная с новой реальностью, но это - тема для совершенно другой статьи.