Третьего февраля сего года прокуратура Северного административного округа возбудила уголовное дело против компании КБ "Импульс", дочерней структуры одного из трех сотовых гигантов – компании «ВымпелКом», предоставляющей услуги под брендом «Би Лайн». Дело возбуждено по 171-ой статьей УК РФ – «Незаконное предпринимательство».
Судя по всему, данное дело является эхом предыдущего громкого разбирательства в отношении того же «ВымпелКома». Вопрос на самом деле заключается в следующем. Лицензия на предоставление услуг связи в стандарте GSM-900/1800 и сотовая сеть де-юре принадлежит КБ "Импульс", в то время как клиентские договоры у абонентов «Би Лайна» заключены с «ВымпелКомом», который делает это на основании генерального соглашения с КБ "Импульс". Компании работают по этой схеме с 1997 года.
Постановление прокурора выписано на основе рассмотрения заявления фирмы со странным названием «Мобильный и современный». Адвокат этой конторы, по стечению обстоятельств в свое время занимавшийся и предыдущим иском к «ВымпелКому», объяснил происхождение иска так: "Компания заключила контракт с ОАО «ВымпелКом» о предоставлении услуг связи. Когда вносили первый платеж, то узнали из прессы, что у компании нет операторской лицензии - решили проверить законность ее деятельности и обратились в прокуратуру".
Судя по всему, компания «ВымпелКом» попала в серьезный переплет. Руководство до сих пор не комментирует иск по сути, ограничиваясь достаточно трогательными репликами в стиле «Но нас же смотрели и ничего не нашли», которые способны заставить искренне посочувствовать, но, увы, не имеют юридической силы. Согласно статье 171.2 УК РФ, осуществление незаконной предпринимательской деятельности без лицензии, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, наказывается штрафом либо лишением свободы на срок до пяти лет. Теоретически по данному делу к ответственности могут привлечь высшее руководство компании, занимавшее свои посты во время работы по этой схеме.
То есть история несправедливого иска компании "Би Лайн" к гражданину Чубарову на 800 долларов обернулась проблемами с куда большим количеством нулей и уголовным делом. Пример Чубарова, на первый взгляд, показал, что оскорбленный в лучших чувствах гражданин - сила, с которой стоит считаться даже таким монстрам, как "Би Лайн".
Впрочем, к сожалению, история эта совсем не так проста и не так оптимистична. Очень похоже на то, что настоящее разбирательство вызвано вовсе не желанием правоохранительных органов навести порядок в телекоммуникационной отрасли и отстоять букву закона. Достаточно странным выглядит совпадение этой истории с акционерными войнами холдинга «Альфа Групп» с т.н. «питерскими связистами». Дело о перехвате контроля над компанией "Мегафон", неофициально курируемой группой питерских связистов, получило широкую огласку летом прошлого года. Рынок наводнился слухами о грядущем объединении «Мегафона» и «Би Лайна» и создании сотового гиганта. Грядущее объединение, буде оно имело место, привело бы к критическим последствиям для рынка сотовой связи. Само собой, сторонние наблюдатели ждали ответных шагов от пострадавшей стороны и (если верить тем же сторонним наблюдателям) их дождались. В пользу этой версии говорят и слова президентского советника Андрея Илларионова в интервью газете Handelsblatt: «Гарантии того, что за нападками на компанию «ВымпелКом» не стоят личные мотивы, я дать не могу».
Сложно предсказать итоги этой увлекательной борьбы. Как закончится игра за обладание «Мегафоном» - непонятно. Несмотря на очевидную неблаговидность средств, цели с грехом пополам можно признать разумными – недопущение монополизации рынка. Так же, как и исход борьбы, сложно предсказать и последствия дальнейших действий прокуратуры: если признать, что она действительно является орудием в борьбе за активы, то надо также признать, что взрывная волна вполне может задеть и почти шесть миллионов абонентов «Би Лайна». И, наконец, практически невозможно сказать, сколько еще компаний столкнется с проблемами, возникшими в бурные девяностые.
Очевидно другое. Чубаров и его борьба за справедливость символизируют весьма показательную тенденцию. Правдорубы и правдоискатели - часть нормального гражданского общества - оказываются инструментом в конкурентной борьбе околовластных кланов. Здесь мы, конечно, не являемся пионерами, успешно заимствуя все болячки гражданского общества западных стран и прежде всего США, увы, запаздывая собственно с самим гражданским обществом. Впрочем, и прокуратура там не является подразделением одного из воюющих кланов.
P.S. Хотим отметить, что схема, опробованная "Би Лайном" в 1997 году, для российского рынка сотовой связи не уникальна. По такой же схеме работают до сих пор некоторые региональные компании мобильной связи, имен которых мы - по понятной причине – называть не будем.