Президент США Джордж Буш объявил о создании независимой межпартийной комиссии, которой будет поручено расследовать вопрос о том, как так вышло, что ОМУ в Ираке не оказалось. Президент США сформулировал эту задачу с присущей ему точностью и ясностью: «Чего мы пока не знаем - это что же мы знали, и что было обнаружено, и мы это хотим изучить».
Итак, основная причина вторжения в Ирак – наличие там оружия массового поражения - оказалась ошибкой разведки, причины которой теперь предстоит тщательно изучить. Не то, почему на основании сомнительных сведений была начата война, а то, откуда появились эти сомнительные сведения. Цель комиссии очевидна - сделать так, чтобы виноватым не оказался Белый дом. Демократы, естественно, не прочь перед выборами использовать историю с «печальной ошибкой», стоившей жизни сотням американцев и тысячам иракцев, а также ставшей причиной ссоры Америки с Францией и Германией, однако история эта слишком вопиющая и бьет не только по республиканской администрации, но и по США в целом. В Америке, в общем, не принято заходить в партийной борьбе столь далеко, а потому скорее всего демократы, назначенные в комиссию самим Бушем, будут работать рядом с республиканцами вполне продуктивно.
Правда, обеляя Буша, надо не перестараться. Разведка, конечно, виновата, но устраивать показательную порку с разгоном подразделений и массовыми увольнениями тоже нельзя: разведка сейчас - передний край обороны. Ирак Ираком, но террористической угрозы никто не отменял, да и вообще разведка – национальное достояние Америки, и всякая попытка разрушить ее, даже ради спасения репутации Белого дома, очень опасна. Впрочем, американцы выкрутятся. Президент, который на голубом глазу заявляет «мы пока не знаем, что же мы знали…», - почти неуязвим.
В конце концов, американцы начали войну вовсе не потому, что в Ираке было ОМУ, – если бы оно действительно там было, то опасность его применения остановила бы американцев. В этом перед войной в Ираке были уверены все. Другое дело, что все предположения «понимающих» людей тоже оказались весьма далеки от реальности. Война за нефть – именно так думало большинство «специалистов» - в итоге не принесла американцам ничего, кроме проблем. Какой там "по 7"! Цены на нефть продолжают расти, влияние американцев на нефтяном рынке - падать, а иракские контракты ничего, кроме скандалов, международных и внутренних, не принесли даже близким к администрации компаниям.
Внутренний пиар? Поднять дух нации, маленькая победоносная война... Ныне все это тоже выглядит сомнительно: Бушу теперь придется очень несладко во время предвыборной кампании, даже несмотря на успехи в экономике. К тому же американцы гибнут в Ираке почти ежедневно, и конца этому не видно.
Что остается? Зачем была война и что принесла она Америке? Собственно, то и остается – война принесла Америке право действовать по своему усмотрению, не оглядываясь ни на кого, ни с чем не считаясь и вообще не мотивируя свои действия. Воюю потому что хочу, потому что таково право сверхдержавы. И в этом контексте признание того, что у Ирака не было ОМУ, вполне логично. Зачем ОМУ – не из-за него воевали. Потому и не стали «подбрасывать маленькую атомную бомбу» в далекий бункер Хусейна. ОМУ американцам было не нужно, они переломили через колено мнение международного сообщества и получили право действовать так, как хотят. Возможно, это был единственный адекватный ответ на вызов времени, возможно, это было начало агонии последней супердержавы. В любом случае, право сильного пока выглядит для США слишком опасным и тяжелым грузом. И непонятно, что страшнее для остального мира: Америка, ошалевшая от этого права, или Америка, раздавленная им.