Начальник ГИБДД Виктор Кирьянов в пятницу развил идею вице-премьера Владимира Яковлева о повышении штрафов в шесть раз. Соответствующие поправки планируется внести в Госдуму в апреле. Вероятно, после этого нарушителям будет совсем нерентабельно нарушать - такой удар по семейному бюджету вынесет не каждый.
Виктор Кирьянов объясняет свое решение тем, что для большинства автовладельцев ныне действующие штрафы являются сущим пустяком. Это не вполне так. Пока зажиточные автомобилисты наслаждаются низкими тарифами, те, что победнее, возмущены обдираловкой со стороны правительства. Очередное повышение вызовет у них тяжкий вздох недовольства. Одобряющее большинство останется в воображении правительства, которое всегда на Руси любит, чтоб все было под одну гребенку пострижено, одинаково покрашено, ровно засыпано песком.
У нас по-прежнему нет бедных, все равны. Хотя если посмотреть на потоки машин на городских улицах, несложно убедиться в обратном. Цена одного автомобиля может отличаться от другого в сотни раз. Наверное, это вызвано разными доходами. Хотя, конечно, всегда можно сослаться на то, что некоторые просто скромничают или из шику катаются на чадящих гнилушках за 500 долларов.
Как ни крути, а выровнять всех автовладельцев не получается. Разделение на богатых и бедных было и будет. Так, может, стоит сразу исходить из этого?
Во многих экономически развитых странах штраф зависит от ежегодного дохода. К России это неприменимо, белая бухгалтерия у нас не прижилась, многие успешные бизнесмены зарабатывают меньше начинающих клерков, хозяином новенькой BMW седьмой серии или 600-го Mercedes`а сплошь и рядом оказывается малоимущий безработный.
Есть и другой вариант: вместо смешного МРОТа для расчета штрафов в 100 рублей взять 0,5-1% от рыночной стоимости автомобиля. Тогда пенсионер на копейке лохматого года выпуска будет, как и раньше, платить свои 50-100 рублей, а лихачи на новехоньких иномарках заплатят по максимальной ставке, ограниченной, допустим, 1000 долларов США. Сумма, даже для них, довольно существенная.
Конечно же, старая схема взыскания штрафа требует не меньших изменений. Допустим, при накоплении штрафов на сумму свыше 60% от стоимости автомобиля, он продается с аукциона, а деньги идут на погашение долгов перед родиной.
Подобные действия вызовут бурю негодования со стороны автомобилистов. Как это так, у нас, оказывается, не все равны перед законом? На самом деле, все изначально неравны. Поэтому ничего страшного не произойдет.
Если же правительство рассчитывает за счет тупого увеличения штрафов в шесть раз как-то уменьшить число нарушений, то оно явно впадает в оптимизм. Большинство нарушителей полагаются на русский авось, что именно его сегодня не поймают. Хронических же нарушителей совсем немного, и они, как правило, не стеснены в средствах.
Выходит, после увеличения штрафа для всех и каждого будет иметь место недовольство вообще всех и этого каждого. А при расчете штрафа в зависимости от стоимости авто есть вероятность поддержки со стороны самого массового и законопослушного автовладельца, уставшего от наглости лихачей, купивших статусное авто вместе с правами.
Хотя, может быть, этими поправками ГИБДД просто хочет подкормить своих сотрудников, испытывающих постоянный стресс в виде проверок и чисток. Мол, скоро можно будет смело брать с автовладельцев больше, и даже самый занудный и правильный водитель предпочтет дачу взятки официальному штрафу. Складывается ситуация, которую можно охарактеризовать словами «сел за руль – уже виноват». При виде сотрудника дорожной инспекции водитель впадет в страх, но не перед законом, а перед инспектором, перед его широкими возможностями отъема денег.
Равенство, из которого исходит правительство, никуда не исчезнет. На дороге все и так равны. И все стараются вести себя одинаково. Один вылезет на встречную полосу, за ним тут же вылезут еще десять. Водителей объединяет нелюбовь к организации движения, к состоянию дорог, к представителям власти. Проехать по городу несколько километров и не нарушить ни одного правила может лишь подслеповатый пенсионер, который свято чтит букву закона - во вред окружающим.
Традиция бичевать водителя, то есть одного участника дорожного движения, и постоянно прикармливать другого - вряд ли продуктивна. Так что пока все останется на своих местах: и пробки, и нарушители, и взятки. Взаимоотношения водитель-инспектор уже давно напоминают противоборство танковой брони и артиллерийского снаряда. И несколько раз в год принимаемые поправки в конце концов эту бронь пробьют. А тема взаимного уважения между властью и народом, народом и дорогой, народом и слугами народа давно никому не интересна.