Лорд Хаттон представил доклад комиссии, расследовавшей обстоятельства смерти эксперта по вооружениям доктора Дэвида Келли. Доклад вышел крайне обстоятельным.
Лорд Хаттон начал с подробного изложения предыстории скандала (то есть со скандальной передачи Гиллигана на ВВС и всех обстоятельств, с ней связанных), потом буквально поминутно описал, как всплыло имя доктора Келли в качестве источника информации репортажа Гиллигана. В частности, Хаттон подтвердил, что встречи доктора Келли с Гиллиганом не были разрешены его начальством. Тайно встретившись с журналистом BBC, доктор Келли нарушил тем самым взятые на себя обязательства государственного чиновника и сотрудника министерства обороны. Однако в ходе встречи с Эндрю Гиллиганом доктор Келли не сказал о том, что слова о 45-минутной готовности появились в досье вопреки мнению разведывательного сообщества, и тем более о том, что включены они были туда под давлением правительства. Об этом комиссии лорда Хаттона сказал сам Гиллиган и признал, что в своем репортаже он непреднамеренно исказил слова Дэвида Келли.
Говорил Хаттон и о смерти Келли. Причем его описание ситуации не оставило сомнений в том, что Дэвид Келли покончил жизнь самоубийством. Что касается самого "иракского досье", лорд Хаттон подтвердил, что оно было подготовлено узким кругом лиц из британского разведывательного истэблишмента. По его словам, утверждение о 45-минутной готовности было получено от источника, который на момент составления доклада считался надежным, и включение этого утверждения в доклад не было сделано под давлением правительства. Также докладчик не нашел никаких искажений в формулировках досье, которые могли бы свидетельствовать о подтасовках, сделанных под давлением правительства.
Итак, выводы комиссии Хаттона таковы:
1. В досье не было сознательных подтасовок, сделанных под давлением правительства.
2. Келли действительно встречался с Гиллиганом, но не говорил ему того, что потом появилось в передаче на ВВС.
3. Келли покончил жизнь самоубийством.
4. Правительство не прибегло к "неподобающей тайной стратегии", а предало имя Келли огласке явно и открыто, однако должно было уведомить самого Келли, а так как этого не было сделано, заслуживает глубокого порицания.
5. Во всем виновата "несовершенная редакционная система ВВС", пустившая репортаж Гиллигана в эфир без тщательной проверки.
Все хорошо, что хорошо кончается. Блэр вышел сухим из воды, ВВС исправит недостатки редакционной системы, Гиллиган больше не будет "несознательно искажать слова источников", даже честное имя Келли отчасти восстановлено. А главное - тема иракского досье закрыта. Разговор о том, как получилось, что премьер-министр Британии ввел в заблуждение и свою страну, и весь мир (в результате чего, по сути дела, началась война), превратился в разговор о том, что сказал Келли Гиллигану, и об особенностях редакционной политики ВВС.
Британская демократия показала свою силу и устойчивость. А демократические процедуры - свою эффективность в решении самых острых вопросов с минимальным ущербом для власти и государственных интересов.
В общем, вся эта громкая - даже чересчур громкая - история закончилась ничем. Если, конечно, забыть про Келли и его печальную судьбу, про войну в Ираке и отсутствующее там то самое ОМУ, которое, судя по досье, находилось в состоянии 45-минутной готовности.