Оставшийся не у дел в ходе распределения начальственных кресел в Госдуме блок "Родина" немедленно приступил к реализации своих предвыборных обещаний. После ритуальной, шестьдесят шестой по счету, попытки обсудить вопрос о снятии с поста главы РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса (что, на деле, не в компетенции Госдумы) парламентарии "Родины" вчера внесли на обсуждение в правительство свой главный законопроект - "Об изъятии природной ренты".
Законопроект представляет из себя серию поправок ко второй части действующего Налогового кодекса, изменяющих действующую систему налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - но только при добыче углеводородов. Надежд на то, что законопроект будет одобрен правительством, а затем пройдет через Госдуму и Совет Федерации, авторы, очевидно, не питают. Возможно, именно поэтому предложенная экономистами «Родины» налоговая конструкция в принципе не выдерживает никакой критики: обсуждать ее серьезно сложно. Но попробуем.
Модифицированный НДПИ, по замыслу команды Сергея Глазьева, должен собираться так. Объектом налогообложения является лицензионный участок, в недрах которого есть нефть, газ или газоконденсат. За налоговый период (предположим, квартал) на участке добыто 10 тыс. тонн нефти. Правительство России в лице МНС рассчитывает суммарную стоимость этой нефти, исходя из неких "справочных рыночных цен" (пускай это будет $100 за тонну), а также сумму расходов на ее добычу, в том числе оплату труда, без учета амортизации, показанных владельцем лицензии. Если разница составит 0% (потратили столько же, сколько должны получить), налог не берется. Если 10-20% - с заработанных $100-200 тыс. берется 15% налога, если более - 50-60%.
На невиданную доселе простоту вычислений "величины природной ренты" сегодня отреагировал глава экономического управления Администрации президента Антон Данилов-Данильян, заметив, что и во времена СССР таким элементарным путем вычислить искомую величину возможным не представлялось. Заметим, Данилов-Данильян Глазьева изрядно пожалел: на деле простота закона куда хуже воровства. Возможно, законопроект и вписывается в макроэкономические воззрения "Родины", но демонстрирует изумительную, просто показную наивность авторов в микроэкономических реалиях. Так, на лицензионных участках товарная нефть не добывается и МНС не учитывается; "справочные рыночные цены" на нефть - величина, не могущая быть вычисленной правительством РФ никаким способом, кроме гадания на картах, поскольку рынка скважинных жидкостей в России не существует, равно как и сколько-нибудь развитого внутреннего рынка сырой нефти; и наконец, самое смешное: предложенный экономистами "Родины" уровень налогообложения "добытчиков нефти" оказался несколько ниже, чем ныне существующий.
Весьма характерно, что дальнейшая судьба нефти, ее переработка, транспортировка и прочее вообще не интересуют "Родину" нисколько: создается ощущение, что авторы законопроекта представляют себе нефтедобычу как извлечение нефти из скважины подручным инструментом и немедленную ее продажу за пределы страны, не отходя от скважины, иностранным покупателям. В Баку в 1870 году система была, в общем-то, посложнее.
Самые грубые прикидки показывают, что при введении закона наиболее рентабельной будет добыча нефти из нерентабельных скважин Поволжья, а в наилучшей конкурентной ситуации окажется нефтекомпания с самым плохим менеджментом - она просто не будет облагаться модифицированным НДПИ. Все действительно опасные для нефтекомпаний идеи - от изменений режима недропользования до законодательного запрета на строительство частных нефтепроводов, в труде, достойном пера пытливого школьника 8 класса средней школы, отражения не нашли.
Чего ради законопроект "Родины" внесен в правительство, сказать сложно. Сергей Глазьев сильно рискует прослыть либералом и защитником нефтяных олигархов, поскольку его вариант огосударствления "природной ренты" выглядит провокационным подтверждением распространенного мнения об интеллектуальной немочи законотворцев "Родины". Будем считать, что законопроект - отвлекающий маневр "Родины", а истинные ее намерения в отношении изменений в налогообложении энергоотрасли, претендующие на статус "интеллектуально-патриотического прорыва", останутся скрытыми до лучших времен.
Автор - обозреватель ИД "Коммерсантъ".