Московское правительство настойчиво рекламирует облигации для населения как новый способ сохранить и приумножить денежные средства. Пропагандируется не только и не столько выгодность самого инструмента, сколько двойная выгода - в виде собственно процентов по облигациям и в виде развития и экономического процветания столицы.
Эффективность использования средств государством вообще, а не только московской мэрией - это отдельная проблема, всесторонне обсуждавшаяся и практиками, и теоретиками от экономики. Интереснее оценить, насколько привлекателен новый инструмент сбережений для рядовых москвичей.
Новые московские облигации были выпущены на срок чуть более года (15 месяцев), и их доходность при размещении первоначально составляла около 11,3% годовых. Полученная инвестором прибыль, однако, будет еще меньше - банк-посредник возьмет свою комиссию, к тому же отдельно придется заплатить еще и за хранение этих облигаций в депозитарии.
В результате на обычные вложения получается не больше 11% годовых, что вполне сопоставимо со ставками по банковским депозитам, причем последние бывают и более высокими. Крупный инвестор может рассчитывать на 12-15% годовых, но и у банков для таких клиентов тоже повышенные ставки. Это делает вложения в московские облигации практически бессмысленными с точки зрения получаемого дохода.
При этом банки не являются единственным местом для инвестиций частных лиц. Вполне эффективно действуют паевые фонды, управляющие компании. Даже произвольный поиск в Яндексе позволил почти сразу найти несколько компаний, дающих куда больший процент. По некоторым проектам выходят те же 12-15% в валюте.
Возникает естественный вопрос - зачем выпускать такие ценные бумаги, и кто будет их покупателем? В действительности никакого криминала здесь не возникает, и спрос, хотя и небольшой, на эти облигации есть.
Объясняется этот спрос тем, что московское правительство является одним из самых надежных заемщиков в России, с которым из банков может сравниться разве что Сбербанк РФ. Заметим, что в сравнении с депозитами Сбербанка облигации Москвы выглядят вполне привлекательными.
Кроме того, облигации, будучи ценными бумагами, могут быть проданы до момента их погашения, при этом процентные доходы не теряются, в то время как в случае досрочного расторжения депозитного договора с банком проценты обычно выплачиваются по значительно более низкой ставке вкладов "до востребования" или не выплачиваются вовсе.
Однако при всех этих достоинствах московские облигации раскупаются очень вяло - за два месяца обращения первого такого займа правительству города удалось продать всего лишь треть эмиссии. Собственно, именно для того, чтобы стимулировать продажи облигаций, и была запущена рекламная кампания стоимостью в 100 млн рублей.
Конечно, эти деньги могли бы быть потрачены просто на увеличение выплат по облигациям, доведя их до привлекательного для широкого круга инвесторов уровня - стоимость рекламной кампании составляет 10% от объема занимаемых средств. Однако город решил пойти по более сложному пути - образовательному, не приносящему немедленных результатов, однако работающему лучше в длительной перспективе, причем работающему не только на Москву, но и на весь российский рынок ценных бумаг.
Можно посетовать на то, что средства бюджета города можно было бы использовать с гораздо большей пользой, однако выделенная сумма по московским меркам отнюдь не впечатляет - те же 100 миллионов рублей город потратит, скажем, на встречу Нового года.
Это, впрочем, ставит еще один вопрос, остающийся пока без ответа, - а стоит ли занимать деньги, платя затем по осуществленным займам проценты из бюджетных средств, если сопоставимые средства Москва тратит на новогодние развлечения? Хочется верить, что выборы здесь совсем ни при чем.