История с отказом "Сибнефти" от слияния с ЮКОСом немного прояснилась. Оказывается, бывший владелец "Сибнефти" Роман Абрамович и нынешний глава компании Швидлер на прошлой неделе ездили в Израиль, где вели переговоры с Леонидом Невзлиным, нынешним держателем основных активов ЮКОСа. Они предложили ему следующую схему: Швидлер становится главой объединенной компании, а совет директоров возглавляет Александр Волошин. Схема эта Невзлину не понравилась – он не захотел отдавать контроль за компанией владельцам 26% акций, после чего появилось заявление о расторжении сделки.
Интрига и вправду достойна пера великих мастеров. «Две равно уважаемых семьи в Вероне, где встречают нас событья»… Нет, не то. «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»… Нет, опять не то.
- Ты понимаешь, что нельзя приехать в Вегас и так разговаривать с Мо Грином?
- Фрэнк, ты мне брат, и я тебя очень люблю, но никогда не иди против семьи. Слышишь, никогда.
Или:
- Первым удар нанесет Борзини. Он пришлет к тебе человека, которому ты доверяешь, и предложит встречу, на которой тебя убьют. Тот человек, который предложит тебе встретиться с Борзини, – предатель. Запомни это, Майкл.
Вот это куда ближе.
Абрамович предложил Невзлину простую схему: вы мне заплатили 3 миллиарда долларов, а теперь отдайте мне контроль и за проданной "Сибнефтью", и за вашим ЮКОСом. Согласитесь, виртуозно. Все говорят, что наши олигархи за бесценок покупали многомиллиардные компании. А слабо за многомиллиардную компанию не просто ничего не заплатить, а еще и денег сверху получить? Причем не гроши, а живые наличные миллиарды.
Оказывается, питерские чекисты, замгенпрокурора Колесников, следователь Каримов трудились не покладая рук на благо г-на Волошина и г-на Абрамовича, реализуя изящную комбинацию по приобретению последними активов компании ЮКОС.
Вас еще не стошнило?
Возможно, все на самом деле проще. Не было никакой заранее подготовленной "семьей" операции, она обнаружилась по ходу дела и в какой-то момент стала возможной для реализации. Например, так: Путин (быть может, из самых благородных побуждений) хочет, чтобы духу ходорковских-невзлиных не было, и ничего больше; "чекисты" заигрались и понимают, что назад сдать нельзя, а додавливать - себе дороже; остальные вовсе в растерянности. Или, что тоже возможно, Путин решил дать знак бизнесу: успокойтесь и не бойтесь "кровавых чекистов" - все будет, как при дедушке. Экономикой будут управлять все те же люди, только без Ходорковского - вот и все. Ничего страшного, все возвращается на круги своя.
Возможно, Швидлер, Волошин и Абрамович просто пытаются спасти свои активы, оставшиеся в "ЮКОС-Сибнефти". Возможно, еще что-то. Но главное, что все это невозможно и дико. Государство опять оказывается инструментом чьих-то гениальных комбинаций, чьих-то далекоидущих планов и чьих-то стратегических решений. И от этого становится по-настоящему страшно.
P.S.:
Все перепуталось, и некому сказать,
Что, постепенно холодея,
Все перепуталось, и сладко повторять:
Россия, Лета, Лорелея.