«Учебники истории - при всем разнообразии - не должны становиться площадкой для новой политической и идеологической борьбы».
«…В этих учебниках должны излагаться факты истории. Они должны воспитывать, особенно молодых людей. Должны воспитывать у них чувство гордости и за свою историю отечественную, и за свою страну… » (Путин)
Произнесенные вчера Путиным на встрече в Исторической библиотеке слова уже стали предметом весьма широкого обсуждения. Сразу выскажу крамольную мысль: Путин безусловно прав - история как школьный предмет должна воспитывать гордость за свою страну. Естественно, возражений против такого подхода можно привести очень много. Можно говорить о том, что факты не могут никого воспитывать, а могут быть только фактами, можно говорить о том, что уроки истории должны пробуждать мысль и учить детей думать, можно говорить о сложности нашей истории и невозможности свести ее к «сплошному позитиву» и так далее вплоть до «я не могу любить Родину с закрытыми глазами».
Это все так. Однако, кроме всего прочего, одна из важнейших функций школьного образования – создание системы общих представлений. Для этого и нужна единая программа, единые учебники, единые требования. То есть от образования - в первую очередь, гуманитарного - требуется система координат, в которой далее каждый сам устанавливает свое место. «Катерина – луч света в темном царстве», Толстой – великий писатель, Кутузов – спаситель Отечества и великий полководец. Естественно, кто-то может так не считать и быть уверенным, что Катерина – взбалмошная сумасбродка, Толстой – скучный моралист, а Кутузов – бездарный интриган. Но чтобы возникли те или иные мнения, нужна эта самая система общих представлений, которые кто-то принимает как аксиому, кто-то их развивает, кто-то с ними спорит, а кто-то отвергает и опровергает. Собственно, это и есть свобода. Без системы координат – свободы не получается, получается хаос.
При этом система общих представлений естественно не может быть ни слишком вычурной, ни слишком вариантной, а главное - она должна быть позитивной. Не потому, что диктатура и «кровавый тоталитарный режим», а потому что – и тут опять же Путин совершенно прав - время разбрасывать камни прошло, настало время собирать камни. В стабильном государстве, настроенном на созидание, естественным образом востребован позитив. Исходя из простых законов человеческой психологии и, если хотите, «рынка».
Другое дело - и это самый важный вопрос – что есть этот самый позитив. И вот тут действительно есть о чем подумать и что спросить у президента. Просто «гордость за свою страну» - это не совсем понятное основание для позитива. Можно гордиться тем, что в 1917 году на нашей территории было образовано первое государство рабочих и крестьян, а можно - героическим Ледяным походом Корнилова. Можно гордиться тем, что в 1968 году наша армия в несколько дней подавила сопротивление чешского народа, а можно тем, что в 1991 году простые русские люди, выйдя на улицы, изменили ход истории и разрушили могущественную империю зла, которой боялись американцы. Во всех этих случаях для полноценной гордости необходимы некоторые натяжки, обусловленные общим идеологическим выбором.
Для отстраивания системы школьного позитива необходимо, чтобы был сделан принципиальный идеологический выбор. То есть был дан ясный ответ на вопрос: кому наследует нынешняя Россия - СССР или России до 1917 года. Без этого получится не позитив, а очередной хаос, и вместо оси координат будет зияющая дыра споров и раздоров. Нельзя одновременно гордиться Лениным и Столыпиным, Сталиным и Сахаровым. Нельзя гордиться взаимоисключающими государственными системами. Восторгаться речами Вышинского, коллективизацией и разрушением церквей, наверное, возможно, только надо ясно понимать, что с таким позитивом трудно будет отстраивать правовое государство, вкладывать деньги в фермерские хозяйства и ходить в церковь.
При этом очевидно, что выбрав Россию до 1917 года вовсе не обязательно считать весь последующий период черной дырой и сплошным, кромешным ужасом. Та же советская образовательная система, исходившая из того, что Россия до 1917 года была "проклятым царизмом", вполне последовательно говорила о великих победах русского оружия, о великих Суворове и Кутузове, о гении Пушкина и Толстого. Люди жили, творили, совершали героические поступки и при Сталине, и при Брежневе – это, естественно, не оправдывает ни репрессий, ни экономического строя, да этого и не требуется. Чтобы гордиться подвигом солдат Великой Отечественной, вовсе не обязательно почитать сталинский режим и забывать ужасы ГУЛАГа.
Нам действительно нужен позитив. Нам нужна созидательная идеология. Нам нужна система координат для нынешних и будущих поколений, однако для этого нужно сделать принципиальный исторический выбор, к которому, к сожалению, пока ни власть, ни лично Путин не готовы. Без этого вместо гордости за страну выйдет очередной повод для освоения бюджетных средств на создание новых учебников. Которые потом все равно придется переписывать.
А раз так, едва ли не лучше оставить все как есть – пусть будут в учебниках неоднозначные позиции, споры и вопросы. До того момента, когда этот важнейший выбор будет сделан.