На днях представители компании «Сургутнефтегаз» объявили о намерении добиться через арбитражный суд получения постоянной лицензии на разработку Талаканского месторождения в Восточной Сибири - взамен временной, отнятой у ЮКОСа и отданной «Сургутнефтегазу». Пока же компания не спешит воспользоваться краткосрочной операторской лицензией и ждет предстоящего суда.
Разработка месторождений Восточной Сибири - вещь хоть и перспективная, однако весьма нелегкая. Начнем с того, что Восточная Сибирь – регион весьма удаленный от основных экспортных маршрутов, с неразвитыми коммуникациями, высоким уровнем начальных затрат и достаточно глубоким залеганием углеводородов. При этом удельная цена запасов, назначаемая государством при проведении тендеров в регионе, несколько выше среднего показателя по стране. Тем не менее, с точки зрения запасов, Восточная Сибирь весьма привлекательна, не говоря уже о том, что в случае строительства нефтепровода до Дацина или Находки решится и проблема удаленности от основных коммуникаций. Все это делает вложения в регион вполне перспективными, однако в настоящий момент, пока судьба трубопровода не определена, а удельная стоимость тонны сырья явно завышена, вкладываться никто особо не спешит.
Большинство отечественных компаний стремятся пока просто застолбить за собой место всеми возможными способами. Например, ЮКОС через дочернюю компанию «Саханефтегаз» победил в 2001 году в тендере на разработку Талаканского месторождения, оставив далеко позади следующего претендента – «Сургутнефтегаз». Однако выплатить государству обещанные 500 млн долларов за лицензию на разработку не спешил. Компания ждала, во что выльются разговоры и дебаты вокруг строительства новой трубы до Китая или Японии, и не торопилась вкладываться в месторождение. В 2002 году компания, поняв, что строительство трубы на некоторое время откладывается, предпочла отмену результатов конкурса выплате положенных денег. В марте 2002 года тендер обнулили. Однако ЮКОС не растерялся и, вовремя использовав административный ресурс, получил временную лицензию на разработку Талакана для своей «внучки» - «Ленанефтегаза», дочки «Саханефтегаза». И тут не вовремя грянули проблемы во взаимоотношениях с властями, которые с июня 2003 года сначала сократили срок действия лицензии, выдавая ее каждый месяц заново (видимо, ожидая, чем кончится конфликт), а затем и вовсе в октябре отняли ее и передали «Сургутнефтегазу», пока находящемуся в фаворе.
Но и тут все вышло не слава богу: «Сургутнефтегазу» краткосрочной лицензии оказалось мало, и он, вспомнив, что в тендере 2001 года был вторым, собрался судиться. Компания надеется, что из-за невыполнения «Саханефтегазом» условий тендера победу, а значит и долгосрочную лицензию, присудят ей.
Однако у государства пока иной взгляд на Талакан. В феврале 2003 года Министерство природных ресурсов решило организовать открытый аукцион. Выставить на аукцион предполагалось не только Центральный блок Талакана, но и два других - Восточный и Таранский. МПР предложило увеличение стартовой цены за Талаканское месторождение до астрономической суммы в 900 млн долларов. В среднем получается, что с указанной стартовой ценой за тонну запасов придется заплатить около $7. Если учесть, что затраты на разработку месторождения, постройку коммуникаций и инфраструктуры составят еще как минимум 7-9 долларов с тонны, то удельная стоимость покупки и освоения тонны нефти достигает 14-16 долларов, что считается немыслимой дороговизной. На сегодняшний день это под силу только нескольким российским компаниям, а именно ЮКОСу, ЛУКОЙЛу и ТНК. Учитывая, что ни ЛУКОЙЛ, ни ТНК на Талакан пока не претендовали, оказывается, что это громадное месторождение по зубам только ЮКОСу, которого оттуда только что выгнали.
Впрочем, и «Сургутнефтегаз» не теряется и ищет союзников. На днях прошло совещание глав «Сургутнефтегаза», «Газпрома» и «Роснефти», посвященное вопросу разработки месторождений Восточной Сибири. На этом совещании «Сургутнефтегаз» пытался добиться договоренности о возможной совместной разработке Талакана. Предварительная договоренность была достигнута, однако даже этому тройственному союзу будет весьма сложно потягаться с ЮКОСом в эффективности работы на сибирских просторах.
Таким образом, битва за Восточную Сибирь еще только началась, и исход ее совершенно неочевиден. Ни одна из сторон не собирается отступать. Каждая заявила о том, что удовлетворится только получением долгосрочной лицензии, и строит свои планы по освоению региона. Остается ждать, как поведет себя в этой ситуации власть. Именно от нее сейчас зависит, кому достанется нефть этого региона: имеющему колоссальный потенциал, но опальному ЮКОСу, или экономически более слабому, но зато более лояльному «Сургутнефтегазу». На сегодняшний день власть организует соревнование, в котором должно победить наиболее выгодное предложение. Это хорошая позиция. Если ее удастся выдержать, - это будет хорошим уроком тем, кто надеется, что история с ЮКОСом есть перераспределение административного ресурса, а не новая система отношения государства к нефтяным запасам.