Финишная прямая выборов в Госдуму подкралась незаметно. Даже сегодня многие до сих пор не знают о том, что 7-го числа будут какие-то выборы. Согласитесь, факт учащённого появления в телеэфире дерущегося Жириновского этой осенью ещё не является основанием подозревать приближение какой-то важной общенародно-демократической процедуры.
Революцией же не пахнет и подавно – даже несмотря на арест Ходорковского и некоторую бузу по этому поводу. Общество словно бы утратило способность ловить новости сверху, оно стабильно и коллективно на эти новости забивает, и даже если кто-то идёт голосовать, то голосует за тех, за кого голосовал в прошлый раз – по инерции. И в общем и целом партийная раскладка рейтингов стремится к тому, чтобы повторить предыдущую Думу – почти с математической точностью. Треть – партия власти, треть – коммунисты с охвостьем и треть – всякая разношёрстная некоммунистическая мелочь. Всё как при бабушке.
Вот тут-то, собственно, и обнаруживают себя метастазы случившегося-таки системного кризиса. Дело в том, что за 2003 год кардинально изменилась конфигурация самой власти, устройство «коллективного Путина». И старая, образца 1999 года партийная раскладка категорически этому устройству не отвечает. В первую очередь от этого страдает проявившийся в политическом измерении аппаратный «кровавый чекизм» – в этой схеме у него просто нет политической базы. Ибо никакая «Единая Россия» по определению таковой быть не может; она – одна большая тормозная колодка для любой политической воли. Коммунисты, впрочем, тоже не могут – не только и не столько из-за денег и топ-менеджеров ЮКОСа, ставших вдруг коммунистическими, сколько из-за того, что они – старая, системная партия, имеющая богатую традицию собственных отношений с властью. Единственная надежда революционных «силовиков» - блок Глазьева-Рогозина – явно не в состоянии прочно стоять на ногах.
Ноябрьские рейтинги дают глазьевской «Родине» 2,5-3%. Но это, впрочем, усреднённые данные по стране; в некоторых городах их поддержка достигает и 8, и даже 11 процентов, как в Красноярске. И тем не менее, сами по себе пятипроцентный барьер они преодолеть не в состоянии – даже в случае могучего финишного рывка.
Причин этому много – и внешних, и внутренних. Во-первых, абсолютно провальный менеджмент кампании: более неэффективного использования огромных предвыборных средств не было даже у «Отечества»-99. Во-вторых, явная ошибка в позиционировании: они не обозначили себя явно как левая и социальная партия, превратившись в итоге в «сборную солянку» из политических трупов разной степени свежести, к тому же сильно отличающихся друг от друга по шкале «право-лево». Наконец, они попросту не успели вовремя засветить достаточно сам бренд «Родина»: личный рейтинг Глазьева существенно выше рейтинга его избирательного блока.
Впрочем, в самой «Родине» вместо паники царит ликование. По сарафанному радио разносится информация о том, что Глазьев в минувший четверг говорил с президентом Путиным, и тот гарантировал ему помощь в прохождении пятипроцентного барьера. А значит, беспокоиться не о чем: можно вообще расслабиться по части кампании – за них всё сделают.
Так это или нет, не вполне ясно – слух есть слух. Но поверить в него сегодня не так уж трудно. Нас и без того уже почти убедили в том, что на выборы можно не ходить: там без нас как-нибудь обойдутся. Сейчас эта обывательская точка зрения получает очередное, причём достаточно веское, подтверждение.
Одно дело – «досыпать» полпроцента, чтобы как-нибудь за уши втянуть чуть-чуть недобравшую партию в Думу: это ещё хоть как-то можно понять. Другое – приписывать ей едва ли не больше, чем она набрала своим ходом – то есть, фактически, создавать стопроцентный мыльный пузырь кремлёвского производства. Нет, конечно, никакого особого протеста не будет, тут всё-таки не Грузия. Просто на следующие выборы никто не придёт, оставив Вешнякова в одиночестве заполнять бюллетени.
Хотелось бы понять только одно: власть осознанно пытается научиться обходиться на выборах без избирателей, или же она хочет чего-то другого, но получается «как всегда»?
Даже если исходить из той идеи, что «управляемая демократия» есть нормальное состояние вещей, есть ведь и более простые пути решения проблемы кланового представительства в парламенте. В конечном счёте, если уж так нужно чекистам-передельщикам иметь свою собственную партию, почему нельзя после выборов отслюнить сколько нужно депутатов «Едра» в специальную чекистскую фракцию? Это было бы и проще, и дешевле, и удобнее для всех, чем пускать на ветер миллионы из-за Глазьева, Рогозина, Бабурина и компании. Ведь в любом случае, даже если «Родине» рисуют её шесть процентов, как об этом сегодня радостно твердят в глазьевском штабе, результаты выборов оказываются в высшей степени неблагоприятными для «прокурорских». Ибо тогда окажется, что всю их чрезвычайщину и связанный с ней героический пафос – «отнять и поделить по справедливости» - разделяют шесть процентов избирателей (из которых к тому же три нарисованных). А вовсе не мифическое «большинство народа», которым они шантажируют президента и общество.