Правительство РФ внесло в Государственную думу законопроект об отмене налоговых льгот на Чукотке, в Мордовии и Калмыкии. И это - настоящее событие.
Пока прокуроры говорили о необходимости наказать ограбивших народ олигархов на том основании, что они - олигархи, и сожалели о том, что больше 10 лет Ходорковскому дать не получится, правительство деловито начало устранять созданные им же механизмы "ограбления". Когда прокуратура обвиняет Ходорковского в злостном уклонении от налогов, показывая схемы с квадратиками и стрелочками, у специалистов (и в первую очередь юристов) это вызывает недоумение. Прокуратура должна выяснить не факт уклонения подследственного от налогов, а факт нарушения им при этом закона. Возможности же реализации помянутых схем были созданы разнообразными законами и подзаконными правительственными указами, так что в нарушении и нужды-то не было. В данном случае достаточно глупо пенять на зеркало, если рожа откровенно крива.
Налоговые льготы на Чукотке и в Мордовии с Калмыкией были не последним звеном в минимизации платежей. Предприятия регистрировались в этих внутренних оффшорах, и с них - по договоренности с местной властью - списывалась та часть налога с прибыли, которая должна была идти в региональные и местные бюджеты. То есть от общих 24 процентов оставалось только 12 (а то и 6). Крупнейшие компании экономили на этом десятки, а то и сотни миллионов долларов, бюджет же их, соответственно, терял.
Можно обвинять бизнесменов в нечестности и злонравии, но доказать фиктивность сделок с созданными в Калмыкии или Мордовии компаниями крайне трудно. В США лишь пятая часть подобных разбирательств заканчивается относительно успешно, да и то по большинству этих дел не удалось доказать прямого злого умысла, и было вынесено решение о компенсации недоимок. А потому есть два способа сделать так, чтобы в бюджет платили больше, а возможностей уклонения было меньше: наплевать на закон и действовать исходя из чувства "революционной целесообразности" или устранить дырки, позволяющие законно уходить от налогов.
Прокуратура пошла по первому пути, правительство - по второму. При этом первый путь предполагает некоторую выборочность: попался, значит: попался, а на нет и суда нет. Второй же путь устанавливает ясные правила игры.
Никто не говорит, что любые льготы сами по себе вредоносны. Льготы часто полезны и даже необходимы. Однако надо ясно понимать, что льгота - не подарок, дающий возможность кому-то заработать больше, чем другим. Льготы должны отвечать не столько интересам бизнеса или политиков, сколько интересам государства, которое с их помощью обеспечивает свои долгосрочные или краткосрочные интересы. Ясная, четко обоснованная и безличная система льгот – лучший способ получить с крупнейших компаний все, что с них причитается.