С 11 декабря этого года вновь произойдет повышение пошлин на ввозимые иномарки старше семи лет. Теперь ставка ввозной пошлины составит 2,2 евро за 1 куб. см объема двигателя. Предыдущие пошлины предусматривали ставку в размере от 1,4 до 3,2 евро в зависимости от объема двигателя автомобиля. Ставка на ввоз новых автомобилей не изменилась и составляет 25% от таможенной стоимости, но не менее 1,8 евро за один куб. см.
Некоторые эксперты связывают это повышение с тем, что после введения заградительных пошлин на иномарки резко снизились поступления в бюджет. Стена между зарубежными рынками подержанных авто и российскими автолюбителями сделалась почти непреодолимой: иномарки в Россию не идут и деньги в бюджет – тоже. По мнению правительства, очередное повышение должно решить возникшую проблему: логика эта не вполне понятна. Объем ввозимых машин репрессированной категории несомненно сократится. Потенциальные покупатели обратят свой взор или на уже ввезенные иномарки, или на новые автомобили. Надо полагать, именно на них и собирается правительство делать деньги.
И в самом деле, невостребованность подержанных иномарок отчасти объясняется успешным функционированием заводов иностранных производителей, таких как Ford Motor Co. в Ленинградской области и совместного предприятия "GM-АвтоВАЗ", выпускающего Chevrolet Niva. Однако, очевидно, что исконно российские торговые марки от этого не выиграют. Скорее наоборот. Триумфальное шествие зарубежных автогигантов по нашей земле ознаменуется падением цен на их продукцию. Да и качеством, пусть и собранным в России, они всяко будут лучше отечественных поделок, устаревших заведомо и навсегда. Видимо, теперь правительство окончательно вычеркнуло из бюджета возможность поступления средств от наших автогигантов и бодро делает ставку на иностранный капитал.
Отечественные автомобили никогда не являлись конкурентами семилеток, и по классу, и по качеству они им явно уступали. Скорее всего, теперь ввозить начнут совсем уж городские автомобили для передвижения от дома до работы. Объем двигателя будет - чем меньше, тем лучше. Тут-то и проясняются чаяния правительства. Оно радеет за наше здоровье и хочет, что б народ меньше тратился на бензин, не загрязнял окружающую среду, не заполнял улицы семиметровыми крокодилами. Но, похоже, никто эту заботу не оценит. Автомобиль в России - не средство передвижения, а свидетельство социального успеха.
А правительство, не остановившись на достигнутом, по-прежнему обещает увеличить пошлины на подержанные иномарки до 35%. Простой очевидности - чем выше стена, тем меньше накидают - для него не существует. Видимо, скоро каждую растаможенную машину будут встречать хлебом-солью. На внутреннем рынке же ситуация должна перемениться коренным образом. Никто теперь не захочет расставаться со своим верным конем, своевременно ввезенным из-за бугра, укатывая его до естественной смерти. А ведь изначально власти так хотели этого избежать. Продажи новых машин могут несколько вырасти по сравнению с допошлинными показателями. Но отчисления в бюджет от официальных дилеров не покроют и десятой части тех денег, которые шли в казну от ввозимых ранее транспортных средств.
Стратегия правительства в принципе понятна. Чтоб привлечь иностранцев, надо запретить продажу, регистрацию, эксплуатацию моделей, не продававшихся через официальных дилеров. Это приведет к резкому снижению числа автомобилей на душу населения, исчезнут пробки, городской смог, аварии и т.п. Народ побежит в салон за новыми доступными иномарками. Деньги рекой хлынут в бюджет. Проблема будет решена. Ввоз иностранного металлолома прекратится окончательно.
Но правительство предполагает, а прокуратура располагает. И, увидев это, иностранец не побежит к нам вприпрыжку. И русская транслитерация привычных брендов Мерседеса и БМВ отложится на неопределенное время. Так правительство, того не желая, окончательно пересадит нас на тазики. Вернее, мы сами туда пересядем от полной безысходности: старых иномарок уже не будет, а новых - еще. Так великая миссия по подъему производства ретро автомобилей на Руси будет, наконец, выполнена.