Российско-украинский конфликт вокруг острова Тузла, похоже, разрешился вполне мирно и конструктивно. Россия получила то, что хотела - совместный контроль за водной частью Керченского пролива и дальнейшие переговоры по вопросу дна (которое, вроде бы, богато нефтью). Что получила Украина – вопрос отдельный и во всей этой истории, пожалуй, самый важный.
На Украине скоро выборы. Причем вполне определяющие. Кучма заявил, что уходит, и избирать нужно будет новую власть. Естественно, ключевым в этой ситуации оказывается вопрос о преемнике. Механическое назначение преемником нынешнего премьера Януковича или кого-то другого из окружения Кучмы в украинской ситуации не очень эффективно. И дело не только в отсутствии гарантий его победы. Даже если победа случится, без хоть какой-нибудь консолидации элит она будет пирровой и не обеспечит ни гарантий безопасности (включающих, разумеется, экономическое благополучие) нынешних властителей, ни политической стабильности.
В стране, где кандидат от восточных кланов категорически не будет принят на Западе (не в Европах и Америке, а на Западе самой Украины), и наоборот - западный кандидат будет вызывать отторжение на Востоке, преемника назначать совсем не просто. При этом есть еще коммунисты, которые не доверяют ни западным, ни восточным кланам, есть националисты, которые вообще непонятно кому доверяют. В общем, ситуация самая неподходящая для смены власти.
В этой ситуации ничего лучше небольшого, но крайне острого конфликта с Россией и придумать нельзя. Граждане Украины при всех своих различиях вполне лояльны к украинской государственности как таковой. Даже на Востоке. Нужно было что-то, что объединит их в едином порыве негодования. Угроза территориальной целостности, исходящая от России – идеальный вариант. Те, кто видит будущее страны в пророссийской ориентации, ровно так же не готовы «к наглому захвату исконно украинской территории», как и те, кто всю жизнь говорил, что все беды от москалей. Что значит «исконно украинские территории» и почему именно они исконные, - никто в таких ситуациях не разбирает, разве что кучка отщепенцев (вроде тех, кто в России хочет отдать немцам Калининград, а японцам - Курилы).
Пятидневная истерика по поводу Тузлы реально изменила политическую ситуацию на Украине. Наверное, рано говорить, что в стране произошла консолидация общества и элит, но процесс этот пошел, причем столь резво, что Кучме стоит наградить российских экскаваторщиков самыми высокими украинскими орденами. Особенную и неоценимую помощь оказал братской стране глава администрации президента России Волошин. Он столь вовремя подлил масла в огонь своими высказываниями про бомбардировки, что после этого ничего другого, как консолидироваться, украинскому обществу просто не оставалось.
В общем, Украина получила куда больше, чем нефть и фарватер пролива. Она получила шанс начать полноценное государственное строительство. То есть Россия своими руками почти убила мечту о том, что скоро «весь этот парад самостийности кончится, и мы снова заживем в одном государстве». Возможно и так, только если оперировать не мечтами, а реальными перспективами, то России более чем кому бы то ни было выгодна консолидация украинского общества и создание на украинском пространстве полноценного государства. До сих пор мы ставили на пророссийскую элиту, пророссийскость которой выражалась только в том, что она постоянно чего-то хотела (и даже требовала) от России. Чтобы удержаться у власти, они должны были устраивать постоянные антироссийские демарши, приносящие нашей стране весьма конкретные неприятности. Более того, они постоянно шантажировали нас то вступлением в НАТО, то заигрыванием с США.
Консолидация украинской элиты позволит нам говорить со страной, а не с кланами, позволит быть жесткими в соблюдении наших интересов без опасения обидеть «своих». Кто бы ни пришел к власти в «нормальной» и цельной Украине, от самого тесного сотрудничества с Россией он никуда не денется. Только теперь ему не надо будет устраивать демарши и шоу, дабы заверить общество, что никто России не продается и москалям спуску не дает. То же единое экономическое пространство выстраивать куда надежнее на основе общих экономических интересов. Нынешняя Украина, получив за вступление в ЕЭП весьма впечатляющие подарки, тем не менее готова в любую минуту свалить, если на то будет политическая нужда (привлечь западных избирателей, умаслить националистов или еще что).
Иными словами, Россия тоже получила не только фарватер и нефть.