Сегодня в Киеве собралась межпарламентская комиссия по сотрудничеству Федерального собрания Российской Федерации и Верховной рады Украины для того, чтобы обсудить проблему разграничения Керченского пролива. Проблема эта – ровесница украинской незалежности; активные, но безрезультатные переговоры по ней ведутся пятый год. Главный вопрос состоит в том, кто будет контролировать проход судов по проливу, отделяющему Азовское море от Черного. Остров Тузла – оставшаяся часть длинной косы, которая когда-то вдавалась в море с российской стороны, пока в двадцатые годы в интересах рыболовецкого судоходства не была отделена от Таманского полуострова каналом (так называемые фарватеры № 50 и 52). Еще летом по этому каналу мирно ходили мелкие российские суда, тогда как морские корабли с осадкой больше трех метров шли по основному проливу (мимо Керчи), который полностью управляется Украиной. В сентябре, однако, власти Краснодарского края начали строительство дамбы в сторону Косы Тузлы. На сегодняшний день между трехкилометровой дамбой и островом осталось всего 376 метров.
Российская сторона утверждает, что дамба является не более чем гидротехническим сооружением, которое возводится из соображений экологического баланса. К тому же, по словам министра иностранных дел РФ Игоря Иванова, он еще 6 октября известил своего украинского коллегу о проведении земляных работ. На самом деле экологическая целесообразность строительства не очевидна, зато более чем очевидна его внешнеполитическая подоплека. Многолетний бесплодный обмен крючкотворскими псевдоаргументами по поводу того, где все-таки пролегает истинная граница, привел к пониманию, что юридически этот вопрос не решить. Россия решительно «наехала» на украинцев, откровенно испытывая их нервы.
Реакция украинской стороны сильно напоминает истерику. На необитаемой доселе Тузле возник усиленный украинский погранпост с вертолетом, катерами, экскаватором и даже противотанковыми ежами. Вчера МИД республики направил Москве резкую ноту, в которой, в частности, возложил на Россию ответственность за возможный конфликт и выразил «глубокую обеспокоенность просьбой российского МИД предоставить копии документов, включая картографические, на основании которых украинская сторона строит свои предположения о принадлежности ей острова Тузла». Кучма даже пожаловался на Россию генсеку НАТО Джорджу Робертсону, который, ясное дело, хоть и пообещал поговорить об этом с Ивановым, сразу же отказался вмешиваться в эту историю. Сегодня все информационные агентства наперебой сыплют заявлениями украинских политиков, некоторые из коих не только грозят отказаться от вступления в Единое Экономическое Пространство, но даже предлагают ввести в пролив военные суда (экс-президент Кравчук) или начать мобилизацию добровольцев (депутат Червоний).
Совершенно ясно, что никакого конфликта на самом деле не будет, потому что он совершенно не нужен никому – ни Украине, ни России, ни, уж конечно, Североатлантическому Альянсу. Но не будет и возвращения к августовскому статус-кво. Строить дамбу на соседской территории краснодарские строители наверняка не станут – по той простой причине, что закончить ее вполне можно, не выходя из бесспорных российских вод. Украинские пограничные буйки плавают всего метров за 150 от Тузлы. Коса же, надводная часть которой представляет собой остров, непосредственно под водной гладью продолжается в российскую сторону на вдвое большее расстояние. То есть дамба, не нарушая демаркационных линий, фактически соединит Тузлу с Таманским полуостровом так, что в отлив там можно будет пройти чуть ли не пешком. Фарватеры № 50 и 52 уже де факто закрыты, и дискуссии о принадлежности острова и управлении единственным отныне Керченским проливом теперь пойдут в принципиально новых условиях. Паника же, нагнетаемая украинской стороной, только отражает общую слабость позиций Киева - и тем самым играет на руку России.