События последних дней показали, что пресловутое «дело ЮКОСа» все еще живее всех живых и почить в Бозе пока не собирается. Предъявлено обвинение Василию Шахновскому, вновь вызван на допрос Михаил Ходорковский, в очередной раз представители ЮКОСа и Гепрокуратуры обменялись взаимными угрозами... В общем, июльская ситуация вновь повторяется. И, учитывая, что весь сыр-бор пока никаких судебных результатов не принес, становится очевидным то, о чем многие говорили с самого начала: дело тут не в законности сделок десятилетней давности и не в недоплате 29 миллионов рублей.
Радикально изменилась ситуация и на рынке. Очередной виток антиюкосовской кампании был воспринят вполне спокойно. Больше не звучат опасения по поводу возможного пересмотра итогов приватизации, никто не говорит о грядущих бедах и падении индексов. Рынок тихонько переваривает очередные новости и ждет, что же будет дальше. Причем ждет этого с весьма существенным запасом оптимизма, а акции ЮКОСа, несмотря на вал негатива от прокуратуры, продолжают расти.
При этом и общественная дискуссия о целях, преследуемых властью в «деле ЮКОСа», в последнее время резко изменила направление. Никто уже не говорит о грядущем пересмотре итогов приватизации, усмирении политических амбиций зарвавшихся руководителей ЮКОСа или желании кого-то получить с компании предвыборную мзду. Споры ведутся по вопросам куда более прагматичным.
Основной версией происходящего сегодня все очевиднее становится версия своеобразной предпродажной подготовки компании, заинтересованности, которую после слияния ЮКОСа и «Сибнефти» стали проявлять к компании иностранцы. Одни полагают, что ЮКОС жаждет продаться с потрохами американцам, а государство через прокуратуру пытается этого не допустить или хотя бы сохранить контроль за нефтяными активами компании. Другие - про то, что прокуратура, наоборот, толкает ЮКОС к продаже и работает на американцев. Причем и те и другие согласны в одном: ситуация сдвинулась с мертвой точки и вот-вот разрешится в ту или иную пользу.
Причем главным доказательством, что история с ЮКОСом близка к своему финалу, стали не неожиданные заявления Ходорковского (у нас нет конфликта с государством, только с отдельными людьми из прокуратуры, которые вот-вот потеряют погоны), и не жесткий ответ из прокуратуры (вызов самого Ходорковского на допрос и намек на новые уголовные дела), и даже не слухи о возвращении Невзлина, а короткая встреча Путина с главой компании ExxonMobil (один из возможных покупателей ЮКОСа). Сам факт, что Путин хоть и косвенно, но принял участие в деле ЮКОСа, оказался решающим. Пришло время выхода на сцену лесника, который все расставит на свои места.
О чем говорил Путин с американскими нефтяниками, никто толком не знает, но при этом все толкуют встречу в контексте своей версии. Одни говорят, что ExxonMobil дал Путину гарантии, что у российской власти останутся достаточные рычаги контроля над компанией. Другие предполагают, что Путин мягко попросил иноземцев больше не мутить воду и не смущать российские умы злобными интригами. Третьи говорят, что Путин окончательно договорился поделить ЮКОС между американцами, питерскими чекистами и менеджментом самой компании.
Так или иначе, но дело, похоже, действительно близится к развязке. Однако партия еще, очевидно, не закончена, и впереди, возможно, самое интересное. В любом случае, все зашло уже слишком далеко - ничьей не будет.