Сегодняшние "Ведомости" сообщили о захватывающей борьбе правительства России и московской мэрии за московскую землю. Минэкономразвития планирует внести изменения в земельный кодекс, направленные на снижение выкупной цены земельных участков для предприятий. Лужков ответил на это решение неожиданно резко. Он потребовал особого статуса для Москвы и Санкт-Петербурга, что значит установление на выкупаемую в этих городах землю "рыночной цены". При этом он не ограничился предложением, а выступил с настоящим ультиматумом: предприятия, купившие землю по цене, назначенной правительством, будут отключены от городских коммуникаций.
Любое предприятие в силу законов гравитации должно стоять на каком-то участке, и если власть (местная, центральная - не имеет принципиального значения) может в любой момент разорвать договор аренды и выгнать предприятие взашей, то собственность на предприятие получается довольно половинчатая. Собственно, именно эти соображения лежали в основе нового Земельного кодекса. Теперь, когда он принят, необходимо "подрехтовать" его в деталях так, чтобы он мог реально функционировать. Именно это и предлагает сделать ведомство Грефа, снизив цену до приемлемой (по подсчетам экономистов, выкуп земли по нынешним ценам обошелся бы предприятиям в 106 млрд долларов), что тут же встретило самый ожесточенный отпор московских властей.
Надо сказать, что собственно экономические аргументы московских властей выглядят весьма бледно. Слова из письма правительству о "рыночных ставках", "спекуляциях на вторичном рынке" и "потерях бюджета" совсем не убеждают. Мало того что рынок земли в Москве и в целом-то не сформировался; в большинстве случаев речь идет о выкупе земли, на которой уже стоят определенные предприятия - о какой конкуренции и о каком рынке тут может вообще идти речь, если, с одной стороны всего один продавец, а с другой - всего один покупатель? Что до "спекуляций", то этим обидным любому советскому человеку словом в мэрии, видимо, принято называть обыкновенную перепродажу земли, которая есть необходимое условие нормального рынка недвижимости. Что до потерь бюджета, то их быть не должно. Если, конечно, не считать недополученные чиновниками взятки и постоянную возможность вытягивать деньги из предприятий под продление аренды или изменение ее условий. Что, естественно, неправильно, так как московская система хозяйствования живет не прямыми доходами бюджета, а именно "цветущей сложностью" откатов и взяток.
Впрочем, дело даже не в экономической аргументации. Возможно, правительство не учитывает московской специфики; возможно, хочет под давлением промышленного лобби непомерно занизить цены (в этом замечании, кстати, есть свои резоны); возможно, оно вообще состоит сплошь из агентов ЦРУ. Однако, даже если Лужков кругом прав, а Греф кругом не прав, угроза Лужкова отключить предприятия от коммунального хозяйства Москвы выглядит не просто странно, а совсем дико. Москва - часть государства Российского, а не личная вотчина Лужкова. И городское хозяйство - не личный бизнес господина мэра с супругой: хочу - подключаю, хочу - нет. Подключать - его непосредственная обязанность. Отключать можно за неуплату, за нарушения контракта и правил эксплуатации, но не по желанию или нежеланию мэра или его соратников.
То, что Лужков считает Москву своим городом в слишком прямом смысле этого слова, известно было давно, но, пожалуй, впервые он так отчетливо об этом заявил, причем не где-нибудь, а в официальном письме правительству. При этом есть в нашей стране человек, который по своей должности гаранта Конституции обязан дать кавалеру ордена "За воинские заслуги" максимально отчетливый и вполне официальный ответ.
Андрей Громов Государственный переворот. Москва отделяется от России из любви к отечеству