Вчера в Москве в Министерстве Образования были подведены итоги очередного этапа эксперимента под названием «Единый Государственный Экзамен». На посвященном ему торжественном совещании заместитель министра Виктор Болотов в свойственной работникам этого ведомства изящной манере выражаться заявил, что Минобр «отработал все вопросы» и «эксперимент выдержал проверку». Учитывая то, что проект с непроизносимым названием «ЕГЭ» является самым любимым детищем министерства, ничего другого от господина Болотова и не ждали. Однако эксперимент, похоже, действительно худо-бедно удался: выпускники во всех регионах-участниках экзамен сдали, многие – с высокими баллами, значительному количеству из них удалось по его результатам поступить в вузы, в том числе – в престижные московские (включая МГИМО, Высшую школу экономики, Финакадемию и РУДН) и в Санкт-Петербургский университет. При этом, немотря на немалый интерес к мероприятию со стороны всяческих мошенников, вопиющих конфузов не отмечено.
В последние годы всякие перемены в государственном образовании воспринимаются всеми участниками процесса ужасно нервно. Это неудивительно: передача знаний требует спокойствия, сосредоточенности и систематичности, а реформы рискуют поколебать неустойчивое равновесие интересов в каждом отдельном учебном заведении. При этом тот крестный путь, который до сих пор ожидал старшеклассника, не собирающегося останавливаться в своем стремлении к знаниям, явно требует вмешательства человеколюбивых властей. В результате власти решили преподносить общественности реформы постепенно, чтобы не очень ее волновать. Эксперимент начали еще в 2001 году, а обязательным для всех регионов и вузов ЕГЭ станет не раньше, чем к 2006 году. Однако, если в прошлом году диковинный экзамен прошел только в 16 регионах, то в этом году их было уже втрое больше. Вчера было заявлено, что в следующем году в числе 63 участвующих субъектов РФ будут обе столицы. Сдавать единые выпускные в 2004 году будет большинство российских и половина московских одиннадцатиклассников. Фактически это означает, что завернуть реформу уже вряд ли получится. То, что по инерции продолжают называть «экспериментом», уже можно считать государственным решением.
Внедрение единого госэкзамена не случайно начали с провинции. Ректоры большинства столичных университетов превосходно себя чувствовали и при старой системе; из них активным сторонником ЕГЭ является, пожалуй, только глава Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. Поэтому, чтобы убедить его более консервативных коллег, министерским преобразователям пришлось заручиться поддержкой регионов. Министр Филиппов нашел способ ее добиться: он не устает повторять, что основная цель введения ЕГЭ – сделать высшее образование одинаково доступным для молодежи из любой точки России. В нынешнем году этот лозунг получил статистическое обоснование: вырос процент провинциалов и даже сельских жителей, поступивших в московские вузы. Теперь Владимир Филиппов вступает в Москву, покорив полстраны, и столичная оппозиция мало что может ему противопоставить. Правда, наиболее ярый противник реформы – ректор МГУ Виктор Садовничий – все еще держится, опираясь на поддержку Юрия Лужкова, однако его позиция уже не делает погоды, поскольку во все остальные вузы будут принимать непосредственно по результатам ЕГЭ.
Что же именно ждет теперь выпускников средней школы? Новая система, к счастью, получилась не слишком запутанной. Государственные экзамены будут одновременно выпускными и вступительными, проводиться они будут на «нейтральной территории» (на практике – в здании чужой школы) специальными региональными комиссиями. Задания будут разрабатываться централизованно и доставляться из Москвы. Там же будет находиться и единый банк данных, по которому вузы смогут проверить результаты любого абитуриента. Экзамены будут проходить по всем тем одиннадцати предметам (биология, география, иностранный язык, информатика, история, литература, математика, обществознание, русский язык, физика, химия), по которым вузы могут сейчас организовывать вступительные испытания. Для получения аттестата достаточно будет сдать математику, русский язык и два предмета по выбору.
Задания по каждому предмету будут состоять из трех частей: базового теста с вариантами ответа на каждый вопрос (multiple answers); более сложных заданий, в которых ответ должен будет вписать сам ученик; и, наконец, более творческой части, в которой, в зависимости от предмета, выпускнику будет предложено проанализировать текст, доказать теорему, описать признаки растения или, скажем, показать разницу между ложью и заблуждением (обществознание). Таким образом авторы заданий старались сохранить баланс между «зубрежкой» и «креативом». Первые две части будут оцениваться автоматически, последняя же будет вручную проверяться независимыми экспертами на предмет соответствия заранее заданным приблизительным правильным ответам. Отметки по каждому предмету будут выставляться по стобалльной шкале.
Насколько повсеместное введение единого экзамена реально даст сельским жителям и гениям из глубинки равные с москвичами шансы – пока не вполне ясно. По сути дела, экзамен просто позволит сибирским платонам и невтонам показать себя, не приезжая для этого в столицу. Это, несомненно, важно, но не решит ни проблемы их проживания в Москве, ни задачи модернизации сельских школ. Зато он решит несколько других застарелых проблем, связанных с переходом от среднего образования к высшему.
С введением стобалльных оценок отойдет в прошлое понятие «полупроходного балла», когда зачисление конкретного абитуриента фактически зависело от доброй воли приемной комиссии. С распространением ЕГЭ на престижные вузы плата их экзаменаторам за репетиторство (истинное или мнимое) перестанет быть непременным условием поступления в них. Родители потенциальных отличников наконец перестанут давить на школьных учителей, добиваясь медали для своего чада – ведь льгот для медалистов при поступлении больше не будет. Учителя, в свою очередь, будут иметь меньше рычагов давления на учеников и их родителей через аттестаты. Абитуриенты смогут спокойно подавать документы в несколько вузов, как это делается во всех западных странах. Наконец, в этих самых странах станут признавать российские аттестаты, потому что они будут соответствовать не настроению завуча, а государственному стандарту.
Новости о ЕГЭ не зря были обнародованы в Международный День Стандартизации. Главное положительное новшество, привносимое госэкзаменом – это единая оценочная шкала. Причем она позволит оценить и сравнить не только способности учеников, но и уровень преподавания в учебных заведениях. До сих пор при выборе школы из великого множества государственных и частных вариантов ученики и их родители могли ориентироваться на количество уроков, амперметров, компьютеров и охранников, но судить о качестве обучения им было весьма не просто – отметки в каждой школе выставлялись по-своему.
С введением единого экзамена появится хотя бы один, пусть несовершенный, но зато четкий критерий объема полученных знаний. Это вполне может преобразить конкурентную борьбу на рынке образования – причем не только среднего. В Минобразования об этом предпочитают не распространяться, но существующие критерии сравнения вузов – конкурс и проходной балл – дают очень слабое представление о реальной ситуации с приемом студентов в том или ином университете или академии. Проходной балл зависит от строгости экзаменаторов, а конкурс – от представления абитуриентов об их строгости, а также от официальных и неофициальных денежных взносов за поступление. Проходной балл по ЕГЭ позволит, вероятно, более объективно судить о том, в какой вуз на самом деле труднее попасть.
Единый госэкзамен продолжают довольно резко критиковать, но в основном не за то, что он собой представляет, а за то, чего в нем нет. На самом деле странно было бы рассчитывать на то, что с изменением системы аттестации подростки в России в одночасье поумнеют, а преподаватели вдруг все как один станут обеспеченными и кристально честными людьми. Коррупция, вероятно, просто несколько переместится в пространстве и времени – из деканатов в Минобразования и со вступительных экзаменов на последующие сессии. Не исключено, что особенно заслуженным ректорам даже позволят набирать процентов десять студентов мимо ЕГЭ, чтобы не лишать почтенных академиков заработков и влияния. Будут и другие исключения, в том числе вполне оправданные, – в частности, особые вступительные экзамены будут в военных училищах и высших художественных школах. Впрочем, как писал Джордж Мур, «образование гибельно для всякого, кто имеет задатки художника. Образование следует оставить чиновникам, и даже их оно склоняет к пьянству».