С 1 января 2004 года будем ездить по-новому. Правительство РФ утвердило поправки к правилам дорожного движения. Было добавлено несколько ранее не актуальных терминов, как то: "перестроение" или "опасность для движения". Газелям запретили занимать левый ряд при наличии трех и более полос в одном направлении. Им разрешили выезжать туда только для поворота налево и для разворота. Также с нового года будет запрещено парковать автомобили на тротуарах в местах, не отмеченых знаком, независимо от того, будут они создавать помехи для пешеходов или нет - в прежней редакции разрешалось залезать на бордюр, если это не создавало помех. Также новые поправки позволят милиционерам, сотрудникам ФСО и ФСБ пользоваться частным автотранспортом в случаях служебной необходимости. Ранее в правилах была оговорка, что это не касается личных автомобилей, теперь же все будут трепетать в ожидании мгновения, когда их транспортное средство сможет помочь восторжествовать справедливости на всей территории РФ.
Поправки, в большинстве своем, очень ко времени. Введение в правила новых понятий позволит более точно описывать возможные ДТП, ибо до этого времени водитель, говоря о перестроении или опасности движения, должен был переводить это другими словами на юридический язык. И в результате ситуация сильно искажалась. Теперь можно смело называть вещи своими именами. Ситуация с парковками на тротуарах в той же Москве оставляет желать много лучшего. Машины хаотично разбросаны, где это только возможно. Раз пешеход может ее перепрыгнуть, значит, машина ему не мешает. Эта ситуация вызывает справедливое недовольство прыгунов. Меры же к ГАЗелям необходимо было применять еще на заводе. Водители этих четырехколесных нонсенсов давно уже забыли о том, что и по размерам, и по маневренности они уступают легковушкам и, занимая левые ряды, постоянно создают проблемы для окружающих.
С введением новых поправок ситуация с нехваткой транспортных средств у органов внутренних дел должна пойти на поправку за счет самодвижущихся экипажей населения. Теперь каждый гражданин сможет при случае ощутить себя киногероем, преследующим бандита, или просто поучаствовать в судьбе ближнего, доставляя его в больницу. Таких случаев на российских дорогах происходит за день не одна сотня. Как пример, наверное, стоит привести невозможность рядовых инспекторов, дежурящих на наших улицах, преследовать нарушителей, проигнорировавших требование остановиться. А если на этой машине преступник скрывается с места преступления? Теперь же вероятность задержания его по горячим следам будет больше. Еще пример - это нескорость "скорой помощи". Пока она доедет до места ДТП, да еще и по пробкам, пострадавший со скуки истечет кровью. Теперь же сотрудники милиции смогут отправить его в больницу на любом частнике. Это может оказаться очень полезным на трассах, вдали от населенных пунктов. Все это, наверное, правильно, правда, требует другой сознательности граждан. Не каждый менеджер среднего звена захочет запачкать чужими внутренностями салон своей свежекупленной турецкой иномарки. Конфликты тут неизбежны.
К сожалению, новые поправки могут оказаться вполне вредными. Понятие служебной необходимости включает в себя не только преследование преступника и доставку пострадавших. Также в него входят следование к месту преступления, проезд к месту сбора по тревоге. Теперь менты смогут добираться на работу с недоступным в подземке комфортом. Попробуй разберись - служебная это необходимость или не служебная. Ведь требования явиться по тревоге по факсу не рассылают. Так что удостовериться в правдивости слов инспектора будет весьма проблематично. Кстати, при необходимости сотрудники могут не только вас использовать, но и отстранить от управления и сесть за руль самолично. Как водят наши борцы с преступностью, видят все. А тут такое будут вытворять с вашей машиной, без голубых номеров, проблесковых маячков и прочих фетишей. Правда, в случае чего, обещаются возместить ущерб. Все в курсе, что у голубых своя, постоянно дифференцируемая шкала ценностей. Те копейки, которые вам когда-нибудь насчитают, получить будет очень сложно. Кто попадал в аварии по вине сотрудников милиции или военослужащих, поймет, о чем речь.
Что же мы получим от новых поправок в итоге? Вероятнее всего, часть газелеводов переселится ближе к обочине, ибо выкладывать постоянно по двести рублей им надоест. Но и это не очевидно: чтобы остановить газель, ползущую в левом ряду, придется остановить и остальные ряды, а это не всегда легко сделать. Пробок, вызванных огромным количеством припаркованных машин, меньше не станет, как бы даже не стало больше: те, кто раньше протискивал половину машины на бордюр, теперь бросят ее на дороге всю без остатка. Да и закоренелые тротуарные дневальные вряд ли перестанут быть таковыми. Чего им бояться? Всех не переловят. Остается рассчитывать только на сознательность пешеходов, которые при малейшем затруднении на своем маршруте начнут прокалывать колеса и бить стекла, всячески давая понять автовладельцу, что он сильно прищемил их права и достоинство.
Но есть еще один, главнейший нюанс. В конституции любого демократического государства, в том числе РФ, прописано право частной собственности - священной и неприкосновенной. Машина несомненно является такой частной собственностью. И отныне она прикосновенна. Отныне она принадлежит не только владельцу, но еще и оперативникам, которые по нужде и без нужды смогут вторгаться в ваш маленький мирок и вставать у его штурвала. Можно предположить, что водители, скорее всего, будут настойчиво не замечать инспекторов, бросающихся в порыве служебной необходимости им под колеса. Сотрудники же ГИБДД в свою очередь будут пытаться извлечь максимум выгоды из своего нового положения. Это лишь усугубит нелюбовь к органам правопорядка, которая и без того всенародна.