«Собирал весь день подписи за губернатора. Теперь легко могу собрать и за Чикатило» (собиратель подписей).
Не задаром вспомнилось - со мной сегодня сделали как раз это самое. Во избежание рекламы, под кем проставилась не скажу, тем более, что это не так уж и важно, лучше обозрю страсти прошедшей недели. Но так как всевечное «Яблочное» «Бюджету - нет!» даже и комментировать не хочется («Слышали сто раз!»), обращусь к событиям возвышенным.
Возвратился
«Один очень крупный человек, буквально входящий в четверку пишущих в Италии, человек, который лично знал Феллини и написал про него несколько книг, не помню его имени, он, после просмотра 3-го числа этого фильма написал в передовице "Карьерра де ла серра", что этот фильм - бесспорно шедевр. Так вот, я вам хочу сказать - не верьте этим словам» (А.Звягинцев)
Первый кинопоказ в России лауреата состоялся 18 сентября в Новосибирске. Общая премьера по миру была пораньше - 3 сентября в Венеции, североамериканская прошла 11-го в Торонто, и вот он пришел в мой город.
Мой город как-то не привык, что в него что-то вот так, не пройдя по другим, приходит. Он готовился изо всех сил и все-таки оказался не на высоте. Зал кинотеатра им. Маяковского при всех своих ремонтах и "долби сораудах" выглядел уж очень экстравагантно для "первой российской премьеры" венецианского победителя. Обшарпанные стены, продранные кресла, тупые остроты конферансье, ежесекундно чинившего микрофон, хлопая по нему ладонью - да, конечно, это и есть триумф.
К слову сказать, сам Андрей Звягинцев в интерьер вписывался без неудобств. Неброско одетый, говорил скромно и суету вокруг своей персоны воспринимал без необходимой торжественности. И вышеупомянутое "не верьте" не прозвучало уничижительно-возвеличенным пафосом.
С режиссером не поспоришь. Фильм и в самом деле, пожалуй что, не шедевр. Но и не серенький, как обозвал его Роман Волобуев. Да, панорамы и пейзажи, настолько реальные, что кажется, будто их снимали тут же, на берегу Обского моря, не могут быть критерием гениальности. А история "отцов и детей", история непростой любви, которую один не способен выразить, в которую другой не способен поверить, тоже, что и говорить, весьма банальна. То есть, все верно, конечно... Если бы не одно "но".
Ошибся Волобуев, фильм снимался не для "отборщиков европейских фестивалей". Фильм снимался для зрителя. Причем, если верить моим глазам, не целевого, а самого рядового. Для сидящих рядом со мной парней, развязно жующих попкорн и гогочущих первые минут десять, которые, в отличие от столичных критиков, пришли не прикоснуться к прекрасному и тут же это со знанием, с выучкой помпезно охаять или так же помпезно похвалить, а просто пришли поржать. И вот, когда они ведерки поставили на пол и ржать прекратили, вот тут-то Звягинцев и получил первый и самый главный приз. Второй он получил после просмотра, когда весь разношерстный зал встал, но хлопать замешкался. Думаю, эту безмолвную ошарашенность можно без натяжек считать торжеством кинематографа. Того самого, который существует не для регалий, иллюстрации державности и миллионных сборов, а для нас с вами.
"Бить или не бить"
"В зрительный зал случайно забежала кошка и там потерялась" (из школьных сочинений).
Но не кинематографом единым прирастала на прошедшей неделе культурная жизнь Новосибирска. В здешнем театре "Красный Факел" 15 сентября прошел черновой прогон спектакля "Dostoevsky-trip". Данное творение незабвенного В.Сорокина, именуемое в широких театральных кругах "Достоевским триппером", в наипервый раз увидел не только прибывший специально ради такого действа автор, но и около двух сотен "театралов" в самых разнообразных смыслах этого слова. Всех их - представителей бомонда, журналистов, прочих специально затесавшихся - усадили прямо на сцену вокруг большой клетки, в которой разместились актеры. По глубокомысленной задумке, оказавшиеся вне прутьев не только должны были вынести как можно более точный вердикт по поводу играющих внутри, но и поучаствовать в представлении.
Правда, участия как такового не получилось. Разве что в качестве массовки. Тем не менее, публика вела себя из рук вон благодарно: желудочные спазмы не демонстрировала, без повода помещения не покидала, но и свою приобщенность к генитально-высокому искусству не выказывала. То есть всячески и простодушно задавалась большей частью узкими вопросами лексики, интересуясь, а удастся ли максимально достоверно наш великий и могучий перевести на немецкий (спектакль курируется Германией, которая тож не прочь посмотреть итог своих трудов)?
Провинциальность подхода и наивная добродетельность сибирских интересов присутствующего автора чрезвычайно удручала. Он этак словесно отмахивался ручкой и почти физически скорбел, хотя насчет допремьеры высказался весьма радужно: дескать, потянет. Пилюлю подсластил и Йохен Хан (координатор проекта из Германии), заметив в качестве инфы, что Сорокин на его, хановской, родине "очень популярен и любим", а уж книжек там ничьих со времен третьего рейха никто отродясь не рвал, в общем, милости просим на тевтонскую землю.
Паровоз остановился, но колеса продолжали стучать.
«- А что народ?
- А что народ? Народ сказал "Вот так-то, б...!" »
На российской железной дороге случилась ассамблея ее начальников. Все мало-мальски значимые шишки отрасли решили собраться в каком-нибудь одном месте и пообсуждать перспективы. Контингент ожидался нехилый: министр путей сообщения Геннадий Фадеев, полпред президента России в Сибирском федеральном округе Леонид Драчевский, губернаторы Омской, Кемеровской и Новосибирской областей, руководители всех 17 железных дорог России, представители крупных угольных компаний Кузбасса и так далее по мелочи. С участием их всех (за исключением, пожалуй что, только министра) на минувший вторник назначили глобальное открытие ассамблеи в городе Омске. Это я пока вам официальные сводки расписываю, сейчас пойдет суть.
Сразу скажу, что в глубине души (где-то очень глубоко) я уверена, что оригинальность РЖД в вопросе встречи кого-то там на высшем уровне не уникальна (вряд ли, скажем, тот же РАО ЕЭС к визиту Чубайса ведет более разумную подготовку), но всякий раз, наблюдая за мероприятиями на родной Западно-Сибирской, я малодушно решаю отдать пальму первенства по идиотизму именно железной дороге. Ну вот, скажите мне честно, где еще и кому может прийти в голову втыкать цветочки у Омского отделения дороги в землю без корней?! Посадка герани прямо в горшках перед тамошним же ТЧ-1 на фоне подобного воспринимается, не правда ли, просто апофеозом разумности. Если, конечно, не обращать внимания на крики работающих близ этого самого ТЧ-1 о том, как начальник омской дороги решил облагородить архитектурный пейзаж депо, обрезав кучу проводов между двумя корпусами. Картина маслом: телефоны... кабеля... сеть... в конце концов, канал от так любимого народом два раза в месяца банкомата… Хороший был, короче, банкомат… Аминь.
Самое смешное, что все эти 17 начальников приехали-то, в общем, в Новосибирск и, по большому счету, до Омска не доехали. То есть их там, конечно, ждали, как я и обрисовала, аккурат утром 16-го с солями, хлебами, речами, мэром и даже одною моею коллегою, нарочно для этого отправленной заранее на ночь глядя вечером в понедельник. «Ждала-ждала, да не дождалась». Утром начальники, проснувшись все еще в третьей столице, поехали на станцию Инская - благословенное место для любой верхушки, желающей поправить подорванное с вечера неустанным трудом на благо будущего РАО здоровье. Все последующие три дня им тоже как-то было не до Омска, но, в общем, чем пенять, как садили, то и выросло.
И все же, что ни говори, а польза от неоткрытой ассамблеи уже и сейчас есть. Что стало с омскими цветочками - страшно и подумать. Но, с другой стороны, кто бы нам заново весь железнодорожный ландшафт зеленым побелил и торцевые стенки гаражей на западно-южном направлении в один цвет покрасил?