Перед прошлыми выборами губернатора Санкт-Петербурга любимым развлечением москвичей было спрашивать питерцев, за кого они будут голосовать. Развлечение – весьма специфическое, ибо все как один говорили (причем иногда это говорение занимало от часа до пары дней), за кого они не будут голосовать ни при каких обстоятельствах. И этот кто-то, как нетрудно догадаться, был Яковлев, который выиграл выборы с весьма солидным отрывом.
Нынешняя ситуация в общем похожа. Никто не говорит, за кого будет голосовать, но все говорят, что не будут голосовать за Матвиенко. Впрочем, появились и некоторые новые нюансы. Если объяснения, почему не за Яковлева, были длинным перечнем его прегрешений перед городом (тут и раздолбанные дороги, и бедность питерская, и воровство кромешное, и много еще всякого, – сейчас уже и не упомнишь), то к Матвиенко претензии в основном эстетического свойства.
Оснований к тому немало, кто б спорил. Да и настойчивость, с которой ее навязывают городу, сильно добавляет неприязни. При этом все, в общем, не против, чтобы именно она была губернатором, многие даже и расстроятся, если этого вдруг не произойдет. Воровать она будет явно меньше Яковлева, да и связи в правительстве, не говоря про личную дружбу с президентом, для города небесполезны. К тому же для всех, в общем, очевидно, что человек она системный и ничего крушить-рушить не будет. В общем, все за то, чтобы Матвиенко была губернатором, но только так, чтобы потом можно было обвинить в этом кого угодно: пиар, административный ресурс, наглость самой Матвиенко или жителей Купчино.
В Москве многие не любят Лужкова, но через одного непременно попадется кто-нибудь, кто после тирады про пробки на дорогах и кавказцев на рынке вдруг заявит, что мэр наш молодец – порядок навел, дороги строит и кавказцев прижимает. В Питере все не так, в Питере городская власть - это объект принципиальной нелюбви без всяких «но». Единственный губернатор, к которому было вполне лояльное отношение, – Собчак - потерпел на первых же перевыборах сокрушительное поражение. С тех пор все встало на свои места. Установилась даже некоторая гармония: власть вполне соответствовала народным чаяньям. То есть была именно бессмысленной, пошлой, бездарной и полностью чуждой духу города.
В такой ситуации Валентина Ивановна – лучший выбор. Зла городу от нее, скорее всего, не будет, но эстетически она будет всенепременно раздражать питерцев и тем самым поддерживать ту самую гармонию. При этом не любить ее можно будет с чистым сердцем: город ее вовсе не выбирал, ему ее навязали, причем прямо из ненавистной Москвы. В общем, лучшего губернатора для нашей культурной столицы и придумать невозможно.