На днях в Мосгордуму был внесен проект закона "О защите права малоимущих жителей города Москвы на получение квалифицированной юридической помощи". Если верить законотворцам, в Москве будет создана сеть юридических консультаций для обслуживания людей с доходом ниже прожиточного минимума. Для подтверждения этого статуса требуется предъявить социальную карту москвича. Расходы по оплате услуг переложат на плечи городского бюджета. Также в законопроекте четко определен круг вопросов, по которым можно обратиться за помощью. В них вошли незаконные действия или бездействие милиции, служб ЖКХ, страховых компаний, налоговых органов и им подобные проблемы - в основном, гражданские иски.
Идея далеко не нова, и подобные попытки предпринимались не только на городском, но и на государственном уровне. В демократическом государстве все по определению равны перед законом. На практике консультации адвокатов оказываются непомерно дорогими для большей части населения. Теперь же может появиться еще один показатель достатка или, скорее, бедности. Если для богатых банки эмитируют кредитные карты, то для бедных тоже есть свой кусок пластиковой радости - социальная карта москвича. Как показывает жизнь, москвичи любят собирать разноцветные пластмассовые обрезки; кто дисконтные, кто социальные, кто кредитные, но всегда таинственные и манящие. С ними даже бомж - человек, и звучит гордо.
Зачем городской бюджет оплачивает этот банкет, сразу не догадаешься. В любой чиновничьей щедрости следует искать подвох. Очевидно, юристы ликовать не станут. Очевидно, для адвокатов, рассчитывавших на головокружительную карьеру, эта новая неожиданная барщина станет ушатом холодной воды. Мечтал защищать богатых, а вынужден - бедных. Как будут выбирать «защитников отпущения», не очень четко сформулировано, но в любом случае добровольцы не прибегут выстраиваться в очередь. Да и опыта у них, вероятно, будет немного. Те, кто уже давно варится в адвокатском котле, найдут лазейку и уйдут от обязаловки.
Городские власти, безусловно, заинтересованы в своем нововведении. С его помощью можно изобразить невиданную доселе заботу о москвичах. Мэрия будет рассказывать, как бороться с бюрократами и нечестивцами в различных своих ведомствах. Но есть и другая, не менее сладкая сторона документа. В большинстве гражданских исков, которые подают жители, ответчиками выступают как раз коммунальные службы города. Это и последствия недоброкачественного ремонта, и борьба за жилплощадь, и различные отключения света и воды - в общем, все те случаи, по которым и примутся консультировать население. Прямая заинтересованность городских властей в решении суда просто бьет в нос. Тем более что город создал все условия для выигрыша, он даже оплатил консультантов противника.
Работа адвокатов заключается в защите клиента от закона. Клиент платит и танцует адвоката. А тут в качестве заказчика выступает городской бюджет. Консультации предполагаются по гражданским искам, по коллизиям между жителями и органами столичной власти. Т.е. по одну сторону клиент, а по другую - его адвокат, проплаченный ответчиком. Нехилая правовая новация. Остается уповать на дурное исполнение дурных законов, нашу вечную панацею. За те гроши, которые предложат нанятым юристам, никто не бросится на амбразуру. Качество услуг должно соответствовать оплате.
Приняв такой закон, город с легкостью одолеет самую невыносимую категорию граждан, по любому поводу подающих иски. Это вовсе не мирные дряхлые старики, которые озабочены только тем, как дожить свои дни и оплатить похороны, а пожилые, но еще очень бодрые склочники, преимущественно тетки, готовые за недоданный им рубль метро носом вырыть. Теперь их будут спустя рукава консультировать вялые адвокаты. Новоявленные юридические конторы станут таким отхожим местом для выпускания пара или даже, точнее, газов.
А всем остальным без вины виноватым, униженным и оскорбленным, толпящимся сегодня по грязным высоким приемным, придется, как встарь, искать совета у вхожего человечка или, подсобрав денег, нанять себе полноценного адвоката для богатых.