На вчерашних торгах акции ЮКОСа взлетели в цене на 4,5%, до 14,85 доллара за штуку. Причиной тому стал Джордж Буш-старший. На фондовом рынке решили, что приехавший в Россию экс-президент Америки может объявить о покупке пакета акций ЮКОСа некой транснациональной корпорацией, и стали кивать на американскую Chevron.
На роль нефтяной сводни Буш-старший действительно подходит более, чем кто-либо другой. И вовсе не только потому, что он отец нынешнего президента, просто о его связях с американскими нефтяными корпорациями ходят легенды. И если бы Chevron действительно надумала купить ЮКОС, то лучшего представителя найти было бы сложно. Неудивительно, что его приезд был воспринят рынком столь бурно. Однако попробуем разобраться, нужен ли российский ЮКОС иностранцам и есть ли у Chevron деньги на его покупку.
Интерес иностранных инвесторов к российской нефтяной промышленности стремительно растет. Россия в целом и ЮКОС в частности имеют один из самых высоких в мире показателей по годовому приросту добычи, и, с точки зрения вложения капиталов, российские нефтяные компании являются одними из самых перспективных в мире, что наглядно демонстрирует сделка ТНК-ВР. Этому способствует и падение инвестиционной привлекательности как американского, так и европейского рынка, нестабильность на ближнем Востоке, агрессивная внешняя экономическая политика российских компаний за рубежом и многое другое. В связи с этим новость о том, что ЮКОС готовы купить иностранцы, уже не вызывает скептической улыбки.
Однако не совсем понятно, зачем им это делать сейчас? В условиях, когда слияние ЮКОСа и «Сибнефти» еще не завершено, система управления объединенным холдингом еще не сформирована, ни о каких продажах речи идти не может, это было бы, с точки зрения руководства «ЮКОСа-Сибнефти» (ЮКСИ), по меньшей мере глупостью. Если и продавать, то после нового года, когда компания будет стоить значительно дороже. Да и иностранцы вряд ли заинтересуются компанией, которая находится в процессе слияния. Но даже если и заинтересуются, смогут ли они себе такую компанию, как ЮКОС, позволить?
Только по предварительным оценкам капитализация ЮКСИ превысит 35 млрд долларов, и купить такую компанию целиком и в одиночку вряд ли по зубам даже Chevron. Сделать это может только весьма солидный альянс западных инвесторов. А о формировании такого альянса тут же стало бы известно на рынке. Более того, подобная сделка вряд ли возможна без одобрения ее властью, и, соответственно, должна быть анонсирована заранее.
Возможно, что Chevron решила купить небольшой пакет акций российской компании. Это выглядело бы весьма правдоподобным, если бы не было окутано столь непроницаемой завесой секретности. Непонятно, зачем скрывать покупку небольшого пакета, ведь пиар-эффект такой новости вполне мог бы способствовать значительному росту котировок самой Chevron. Секретность же, напротив, подогревает спекулятивные ожидания и способствует росту котировок лишь покупаемой компании, что инвестору не слишком на руку.
В этой ситуации значительно более правдоподобной выглядит версия об очередном удачном пиар-ходе ЮКОСа. В условиях противостояния с прокуратурой, которое хоть и сбавило обороты, но все же пока не сошло на нет, ему сегодня как никогда выгодно пиарить пристальное внимание к своей персоне иностранцев. Роль международной компании с участием иностранного капитала весьма выгодна сегодня руководству ЮКОСа, и даже если это не правда, слух о том, что это вполне может произойти, играет ему только на руку. Более того, ЮКОСу для восстановления своих позиций на рынке как никогда нужен рост котировок акций компании. И если новость о том, что МАП одобрила слияние ЮКОСа и «Сибнефти», способствовала росту котировок, то новость о покупке куска ЮКОСа иностранной компанией способна заставить их взлететь, полностью нивелировав ущерб, нанесенный действиями прокуратуры
Таким образом, вполне можно допустить, что в будущем, после того, как реорганизация и слияние ЮКОСа и «Сибнефти» будет завершены, некоторый пакет акций будет продан иностранным инвесторам как гарантии международного внимания и лояльности в случае очередного противостояния с властью. Однако пока до этого еще далеко, и сегодня новость о том, что Буш приехал покупать ЮКОС, скорее всего, является либо обычным биржевым слухом, либо удачным пиар-ходом самой компании, достигшей за счет него весьма немалой выгоды.