В выходные разразился очередной палестино-израильский кризис, грозящий окончательно и бесповоротно покончить с планом «Дорожная карта», который уже много месяцев «пробивают» американцы. Начался он довольно невинно – с очередного прошения об отставке, поданного палестинским премьером Махмудом Аббасом, главным партнером Израиля и США по переговорам. Аббас просился в отставку каждый раз, когда расходился во мнениях с Арафатом, то есть - то и дело; поэтому сообщению о том, что отставка принята, американцы не сразу и поверили. Однако на деле Арафат подписал заявление бывшего премьера через четверть часа после того, как оно легло ему на стол. Более того, уже в воскресенье исполком ЦК ФАТХа единогласно утвердил на его должность кандидатуру председателя законодательного совета Палестинской Автономии Ахмеда Куреи, больше известного под партийной кличкой Абу Ала.
Сам Абу Ала до сих пор не высказывал заинтересованности в новой должности, ссылаясь на состояние здоровья и отсутствие опыта. Тем не менее, по последним сообщениям, 66-летний спикер, один из основателей Организации Освобождения Палестины и разработчиков мирных соглашений в Осло, принял предложение Арафата занять кресло премьера в палестинском кабинете. Израиль до этого неоднократно заявлял, что не будет иметь никаких дел ни с самим Арафатом, ни с “его ставленниками”. Куреи, однако, случай особый – с ним израильское руководство имело дело десятки раз, встречаясь на самом высоком уровне. Выигрышность его фигуры для палестинцев в том, что он сочетает в себе имидж миротворца и борца с «оккупантами». Для израильтян, впрочем, его назначение означает в первую очередь то, что Арафат открыто проявил себя как хозяин Автономии, что не может радовать Тель-Авив.
Реакция мирового сообщества на столь резкий вираж получилась предсказуемо различной. США осторожно осудили смещение Абу Мазена и Мухаммада Дахлана, на которых они сделали ставки как на основных исполнителей “Дорожной карты”. По сути смена премьера явно играет против их мирного плана, реализация которого теперь будет серьезно затруднена, если вообще возможна. Европа, напротив, без колебаний признала свершившееся как факт: европейские политики, в отличие от своих заокеанских коллег, ничего не имеют против ООП – мусульманский электорат не позволяет. Наиболее же внятно и недвусмысленно отреагировала израильская армия, уже через четыре часа после отставки Аббаса совершившая покушение на духовного лидера радикальной шиитской организации ХАМАС шейха Ахмада Ясина. На один из домов в квартале Дараджа города Газа, где проходило совещание верхушки исламистов, самолет F-16 израильских ВВС сбросил 250-килограммовую фугасную бомбу. Разрушив два верхних этажа здания, она, тем не менее, не достигла цели. Полуслепого шейха, передвигающегося исключительно в инвалидной коляске, добить на сей раз не удалось, он отделался легким испугом и несколькими царапинами на руке. Вслед за этим возглавляемая им группировка провела впечатляющую многотысячную демонстрацию своих сторонников (что было вовсе не трудно, ибо ХАМАС - хозяин на палестинской улице) и поклялась жестоко отомстить за эту акцию израильтян, без промедления переведя своих боевиков на “военное положение”.
В ответ израильская армия, как водится, расчленила сектор Газа на три части, перекрыла там движение транспорта и закрыла доступ палестинских рабочих на территорию Израиля. Был вновь введен режим изоляции палестинских городов в Иудее и Самарии. Служба общей безопасности Израиля (ШАБАК) предупредила нескольких министров правительства о том, что они могут стать объектами покушений со стороны ХАМАС; их охрана усилена, им разрешено передвигаться только в бронированных автомобилях. Для облегчения жизни простых граждан министерству транспорта предписано снять с линий сдвоенные автобусы, чтобы в случае чего жертв от шахидов-бомбистов было поменьше.
Лидер парламентской оппозиции, 80-летний председатель партии Авода Шимон Перес осудил покушение на Ясина, как неоправданное обострение израильско-палестинского конфликта и попытку торпедировать “Дорожную карту”. Что же касается премьер-министра Израиля и главы правящей партии Ликуд Ариэля Шарона, он сегодня отбыл с давно запланированным первым визитом в Индию, чтобы посетить Тадж-Махал, а заодно продвинуть военно-техническое сотрудничество. По возвращении – каковое запланировано на четверг - он проведет специальное заседание правительства, посвященное вечнозеленому вопросу: высылать палестинского лидера или еще чуть подождать. Как полагают в Иерусалиме, шансы Арафата покинуть наконец родные палестины достаточно высоки, поскольку за его депортацию выступает большинство израильских министров. Правда, министр обороны Шауль Мофаз и директор ШАБАКа Ави Дихтер предлагают обождать до еврейского Нового года (27 сентября). Сам Шарон, судя по всему, пока не принял определенного решения. Его порывы сдерживает реакция американцев, которые не оставляют надежды выступить в качестве миротворцев. В частности, госсекретарь Колин Пауэлл и советник президента по национальной безопасности Кондолиза Райс предостерегают Израиль от насильственной высылки председателя Палестинской Автономии.
Пока Шарон размышляет, председатель парламентской комиссии по иностранным делам и обороне Юваль Штайниц /Ликуд/ предложил выслать в Тунис не только Арафата, но и всю его камарилью, а затем провести в автономии свободные выборы. Как довольно резонно выразился несколько дней назад один из представителей администрации Буша, «Арафат – часть проблемы, а не часть ее решения». Вопрос в том, являются ли частью решения сами американцы. Что на эту тему скажут палестинцы, если предоставить им свободный выбор – сомневаться не приходится.