Вчера произошло событие, которое может стать для российской финансовой системы днем второго рождения. На итоговом заседании конкурсной комиссии по отбору управляющих компаний (УК), которые смогут инвестировать пенсионные накопления граждан, был оглашен список из 55 победителей. За бортом оказалось всего четыре фирмы, да и те только по той причине, что в 2001 или 2002 году они были убыточны (вполне логично, что им не стоит доверять накопления). Таким образом, появившийся на свет с сегодняшнего дня рынок пенсионных накоплений получился по-настоящему конкурентным. Это само по себе - приятная неожиданность: первоначальные требования к управляющим компаниям определили такими строгими, что подходящих кандидатов практически не нашлось. Только ожесточенные лоббистские усилия крупного бизнеса, не пожелавшего оставаться за бортом, привели к формированию столь длинного списка (пришлось даже переносить сроки подачи заявок). Однако это еще лишь половина победы: Пенсионный Фонд и лично Михаил Зурабов не торопятся сдавать позиции.
Успех пенсионной реформы во многом будет определяющим для развития страны. Нет, пенсионеры ни при чем – их преобразования не коснутся. Люди, уже успевшие выйти на пенсию, будут продолжать получать ее по так называемой «распределительной системе» - то есть из отчислений, которые обеспечивают работающие в настоящий момент налогоплательщики. Однако эти последние теперь будут работать не только на чужого дедушку, но и на себя. Часть денег, которые человек рабочего возраста платит в виде социального налога, будет поступать на его личный пенсионный накопительный счет. Теперь главный вопрос состоит в том, где именно будет находиться этот счет и кто будет управлять суммами, которые в масштабах страны составят миллиарды долларов. Выбор – за нами, и он немаловажен.
Выбор инвестиционных компаний напоминает прочие выборы в нашей стране: формально каждый гражданин делает его самостоятельно, но имя фактического победителя мало зависит от народного волеизъявления. Глава Пенсионного Фонда Михаил Зурабов со свойственным ему государственническим мышлением, граничащим с самопожертвованием, готов взять на себя груз этой ответственности - а точнее, «распилить» управление немалыми суммами с Внешэкономбанком: ВЭБу по причинам, неподвластным здравому смыслу, поручили вкладывать средства тех граждан, которые не удосужатся заявить о своих предпочтениях. Иными словами, если люди «проспят» судьбоносный момент, все останется по-старому, и пенсионные накопления будут бесконечно перекладываться из одного государственного кармана в другой к вящему удовольствию перекладывающих.
Совсем иная картина получается в том случае, если граждане ответят на зов реформаторов и направят свои честно заработанные в разнообразные управляющие компании. Во-первых, сами же граждане от этого выиграют, поскольку доходность у частных УК не в пример выше. Как бы ни гордился г-н Зурабов эффективностью своей деятельности, что его Фонд, что ВЭБ могут вкладывать народные накопления исключительно в государственные бумаги, а их доходность ниже прочих. Во-вторых, выиграет бюджет: возможность самостоятельно обеспечивать свою безбедную старость должна послужить стимулом к выходу из тени фондов оплаты труда, о чем давно мечтает правительство. Если хотя бы часть социальных отчислений будет уходить не в черные дыры бюджета, а на счета самих работников, «белые» зарплаты станут привлекательней.
Наконец, в-третьих и в-главных, огромный импульс получит фондовый рынок. На биржи России придут наконец «длинные деньги», о которых так долго говорили игроки. Во всем мире именно пенсионные фонды являются главными долговременными стратегическими инвесторами, поскольку выплачивать деньги им приходится только через десятилетия после того, как их им доверили. Появление своих собственных «пенсионщиков» - в сочетании с развитием автострахования и ипотеки - может стать тем спросом, который рождает цивилизованное инвестиционное предложение. Если компании смогут наконец получить на свободном рынке деньги на долгосрочные проекты, это позволит им всерьез вкладываться в создание и развитие производства. Насколько это существенно для экономики в целом, понятно и без лишних пояснений.
Разумеется, есть у частного накопления и отрицательные стороны. О них не понаслышке знают американцы: в то время, когда в Москве завершался конкурс управляющих компаний, в Нью-Йорке с тревогой обсуждали очередные сообщения о том, что в пенсионной системе США угрожающе растет дефицит, связанный с рецессией и, в частности, с банкротством авиакомпаний. Дело в том, что в либеральной Америке компании сами определяют пенсионные схемы для своих работников. Компания регулярно отчисляет определенные суммы в управляющую фирму, которая размещает их на фондовом рынке, а при выходе работника на заслуженный отдых выплачивает ему накопившиеся средства. Отсюда двойной риск: с одной стороны, компания может обанкротиться, с другой, любое падение фондового рынка плачевно отражается на размере пенсии.
Однако заокеанские «страшилки» не должны пугать нас. Во-первых, на самом деле прокачка денег через государство не спасает пенсионеров от влияния экономической конъюнктуры, а только отсрочивает эффект, что зачастую делает его только разрушительнее. Об этом говорит не только российский перестроечный опыт, но и, к примеру, нынешняя ситуация в благополучной Франции, которая сегодня оказывается не в состоянии платить по своим разросшимся пенсионным обязательствам. Во-вторых, во вводимой в России системе рыночные риски сведены к минимуму: в частных инвестиционных портфелях около 40% будут все равно составлять надежные государственные бумаги, да и к управлению пенсионными накоплениями допущены лишь самые надежные компании. Многие из которых являются структурными единицами наиболее уважаемых инвестиционных фирм, занимающих верхние строчки в рейтинге надежности некредитных организаций Национальной Ассоциации Участников Фондового Рынка (НАУФОР). Некоторые принадлежат крупнейшим ФПГ: ЗАО «СолидМенеджмент» - "Татнефти", «КапиталЪ» – «Лукойлу», «Система – Инвестментс» – АФК «Система», «Альфа- Капитал»… – в общем, вы поняли кому.
Суммируя вышеизложенное, можно сказать, что введение частного управления пенсионными накоплениями – редкая реформа, обещающая почти сплошные преимущества и блага. Однако, как это бывает сплошь и рядом, дать реформе отмашку и реально осуществить ее – далеко не одно и то же. Особенно учитывая то, что ее успех оказался в зависимости от незаурядных менеджерских способностей г-на Зурабова, которому все это реформирование нужно, как острый нож в боку. Проблема в том, что каждый гражданин, желающий поучаствовать своими кровными в реформе, должен собственноручно отправить г-ну Зурабову заполненный и нотариально заверенный бланк соответствующего заявления. А бланк этот, а также выписку со счета, Пенсионный Фонд должен сначала прислать будущему пенсионеру. Делать это г-н Зурабов отнюдь не торопится: то у него печатных станков не хватает, то бумага к ним не подходит, то почта задерживает… В результате, хотя по плану все, кто обладает счетами в Фонде, должны были уже получить от него весточку, на деле бланки не дошли и до пятой части адресатов. К тому же еще целый месяц, до 4 октября, отведен Пенсионному Фонду на то, чтобы заключить договора с прошедшими конкурс УК. При этом последний день подачи заявлений – 15 октября, и сегодня вице-премьер Галина Карелова сказала, что отодвигать этот срок, скорее всего, не будут. Для чего понадобилось устанавливать такой предел свободному выбору рабочего класса, Бог весть, но менять законодательство поздновато. То есть у граждан в распоряжении будут считаные дни, чтобы выбрать УК, а также заполнить, заверить и отослать заявление.
Все те, кто не успеет или просто не потрудится разобраться во всей этой бумажной буре, останутся на попечении счастливого господина Зурабова. Таких определенно будет большинство, поскольку никакой разъяснительной работы проведено не было, и даже УК поскупились на рекламные кампании, сочтя их нерентабельными. Напомнят об их экономическом долге разве что тем, кто получает зарплату в структурах, связанных с новоявленными УК: управлять пенсиями своих сотрудников весьма удобно. Прочие же, вероятно, и не узнают о благом реформаторском почине.
Исключением могут стать читатели GlobalRus. Не только потому, что вы оповещены и, следовательно, вооружены. Вы можете уже сегодня не только спокойно выбрать уполномоченную управляющую компанию из вывешенного здесь списка, но и распечатать, заполнить и заверить заявление. По закону граждане не обязаны дожидаться конкретного документа от г-на Зурабова, а могут использовать любой лист бумаги с нужными данными. Этот образец вместе с инструкцией по заполнению является приложением к приказу министра финансов. Успехов.