Приготовишки, дрыгавшиеся до сих пор на разогреве, подвинулись и уступили место своим более старшим товарищам. В минувшую среду искусство организовывать и вбрасывать выборную интригу продемонстрировал ветеран гражданского общества Глеб Павловский. Кудесник, заявившийся с индивидуальной пресс-конференцией по текущему моменту, был бодр, решителен и, по его меркам, даже прост. Оно и понятно: почти два года назад глава ФЭПа сильно пострадал именно за попытки сочинить и представить миру внутрикремлёвскую интригу, с которой можно было бы работать. Тогда сплотившийся в едином порыве «коллективный Путин», говорят, дружно отпинал Павловского именно за вынесение на всеобщее обозрение едва наметившихся разногласий между кремлёвскими «чекистами» и старой командой Волошина. Глебу Олеговичу даже пришлось публично отмазываться от собственной конструкции «Кремль-2». Сегодня, когда «Кремль-2» всё же стал реальностью, Павловский может позволить себе насладиться этаким реваншем. «Как мы и предупреждали, она всё-таки вертится…»
Интрига, конечно, всё равно получилась дохлой. Пытаться выдать тараканьи бои под кремлёвскими коврами за эпохальный политический конфликт можно только на совсем уж гнилом безрыбье. Да, конечно, версия Павловского выглядит несколько поубедительнее, чем явленный миру тов. Белковским «заговор олигархов», но всё равно почти ничего не объясняет; а главное – не создаёт впечатления, что описанная им в деталях схватка чекистов с волошинцами нужна кому-то ещё, кроме них самих и людей, ими с рук питаемых. Хотя задача Павловского, надо полагать, была прямо обратной.
Автор этих строк встречался с Павловским за два дня до его выступления – расспрашивать о текущем моменте. В разговоре тот особенно напирал на то, что «внутренняя оппозиция» или «внутренние диссиденты», как он называл группу Пугачёва-Сечина-В.Иванова, имеют главной целью не столько поиск электоральной поддержки, сколько поиск поддержки Путина. Идея в том, чтобы «выманить» Президента из сегодняшнего положения «над схваткой», сделать умолчание невозможным и определиться – естественно, в их пользу; искренне считая, что по-другому он определиться не сможет. А ради этого можно пойти на многое: утопить «Единство» и либералов, создать своими руками чёрт знает какую Думу, по полной отработав «новую левую волну» и т.д. В конце концов, любая Дума, даже состоящая целиком из городских сумасшедших, строится и покупается на раз-два-три – это-то в последние годы нам убедительно показали. То есть левая, красная, синяя и т.п. Дума не будет катастрофой ни для кого, кроме «волошинской» группировки – которая вынуждена будет сдаться и уйти, уступив место «чекистам».
Из разговора стало понятно одно: чтобы реальная интрига выборов «по Павловскому» стала понятна и очевидна всем без исключения, достаточно сделать одну простую вещь. Первую тройку «Единой России» составить из Волошина, Суркова и Касьянова, а «народную партию» и прочие новообразованные суррогаты слить в один и укомплектовать исключительно Ивановыми с Лубянки. Ну и, само собой, первым номером СПС, Яблока и КПРФ, вместе взятых, сделать г-на Ходорковского. Вот вам и трёхпартийная система, извольте кушать.
Самое смешное, из всего этого должно следовать, что кремлёвский конфликт имеет не только административно-интриганское, но и идеологическое измерение. Что Пугачёв с чекистами играют на радикальную смену политического курса, что они и есть реальные лидеры «новой левой волны», опирающейся уже не на пенсионерский реваншизм, а на «коммерческий пролетариат», вполне разделяющий идеи передела собственности. И Павловский вовсю этот миф эксплуатирует: «политическая оппозиция возникла там, где её меньше всего ждали, но где она сегодня только и могла возникнуть – в Кремле». Делает он это с нескрываемой радостью: если данный конфликт и в самом деле удастся превратить в политический, вот он и есть сюжет выборов; никакого другого не надо. Дело сделано.
Червь сомнения, конечно, изгрыз уже всё до основания. Трудно понять, до какой степени нужно не доверять президенту, чтобы искренне испугаться придворной схватки, пусть даже и выплеснувшейся в «публичное пространство». Что ситуация перестала быть контролируемой, «коллективный Путин» раскалывается на глазах, баре схлестнулись насмерть, подсиживают и даже сажают друг друга – и единственное, что теперь расставит все точки над i, это vox populi на декабрьских выборах. Слишком похоже это всё на неблагодарный труд ярмарочных зазывал: вона, вона, сейчас проглотит! Или даже так: смотрите, мол, не смейте 7-го декабря, в день выборов, отправляться с ящиком водки на зимнюю рыбалку – Родина в опасности!
Это последнее, впрочем, как раз-таки вполне справедливо.
Чекисты вкупе с олигархами и чиновниками тут абсолютно ни при чём. Их судьбоносный конфликт, долженствующий внушать трепет и замирание сердец, всё так же вгоняет в зевоту: типа, когда между собой разберётесь, нам скажете, ладно? Последние соцопросы достаточно красноречиво свидетельствуют: прорезавшееся-таки в России общественное мнение на летние разборки больших начальников реагирует однозначно – «чума на оба ваши дома». И тут, наверное, как раз и кроется главная угроза для России: чем дальше, тем увереннее в фаворитах закрепляется кандидат «против всех» и его дублёр «посижу дома». А потому так кстати обострившаяся борьба одних с другими в Кремле есть на самом деле не что иное, как общая борьба и тех, и других против этого самого кандидата. «Давайте, мы подерёмся – только вы уж за нас поболейте, ладно?» А болеть-то никому и не хочется.
Собственно, двадцать восемь партий, понавылезших откуда-то, как известный овощ из борща, – это то же самое, что три десятка кандидатов в губернаторы на выборах Матвиенки в Питере: «то есть как это выборы без выбора?» И даже бедолагу Лебедева, равно как и горе-вервольфов из МУРа, похоже, позволили отправить на нары исключительно для подтверждения серьёзности происходящих разборок: вот она, крутая силовая игра! Смотрите, они уже амфетамином колоть начали! Скоро убивать будут! И это при том, что стоит одному человеку стукнуть кулаком по столу, и вся эта свистопляска растает в утреннем тумане. Но это, увы, случится только 8-го декабря. А до этого времени всем нам придётся ежедневно лапшу с ушей тоннами стряхивать. По законам жанра.
Иными словами: декабрьские думские выборы – это вообще не выборы, а плебисцит по доверию власти. Если вы на них придёте и проголосуете хоть за кого-нибудь – хоть за «Партию жизни» - значит, вы этой власти доверяете. Если не придёте или проголосуете против всех – значит, вы настоящий оппозиционер. Проблема, однако, в том, что даже такие вполне лихие и отвязные придворные алхимики, как Павловский, никогда не решатся обозначить именно эту интригу в качестве самой главной, предпочитая до посинения впаривать всем историйки про семейно-питерских. Хотя в реальности никакой другой интриги, кроме этой, попросту не существует.