Этой осенью Госстрой планирует вынести на рассмотрение Госдумы законопроект об обязательном страховании жилья, предварительно представив его Госкомиссии. Документ разрабатывался на редкость быстро, поэтому не удивительно, если его завернут. Поводом для его создания стали наводнения на юге страны прошлым летом. Тогда практически все убытки покрывались из бюджета, что послужило причиной сворачивания некоторых социальных программ. Министр МЧС Сергей Шойгу заявил тогда, что закон об ОСЖ необходим. Однако Путин в тот же день сказал, что "заставлять людей страховать жилье нельзя, так как оно не является источником повышенной опасности". Несмотря на это высказывание, работа закипела. Этот закон был придуман в восемь раз быстрее, чем закон об обязательном страховании автогражданки. Вот она, работа по собственному спасению - правительство перекладывает расходы с себя на граждан. И в данном случае это даже не лишено оснований.
При ожидаемых ставках в 0.4-0.6% от стоимости жилья в год можно собрать достаточно средств, что бы направить их в пострадавшие районы. Новый общероссийский закон в качестве страхового случая будет предусматривать разрушения, нанесенные непреодолимой силой, т.е. вулканоизвержениями, землетрясениями, потопами и т.п. Если же вас затопят и подожгут зловредные бездумные соседи, придется платить за ремонт самостоятельно. Логика этого документа проста - за счет сейсмически и экологически безопасных районов собрать средства для тех уголков нашей безразмерной родины, которые подвержены буйствам стихии. Все за одного. Благополучные за неблагополучных. Но это не обрыдлый совхоз, против которого направлены все реформы последнего десятилетия, а нормальный капхоз - капиталистическое хозяйство, за которое ответственно не абстрактное правительство, а каждый гражданин в отдельности. Страхование жилья - сродни армии. В нее призывают всех, но постоянно в ней нуждаются жители приграничных районов. Но все граждане страны относятся к приграничным районам как к собственным. И это нормально.
При всей своей обязательности, за нестрахование не предусматриваются санкции. Вместо этого будет осуществляться негласное давление, выражаемое неподписанием различных справок и бумажек в ЖЭКах. Тогда тут же встанет вопрос, кто пойдет страховаться. Очевидно, что у большей части населения не возникнет подобной надобности. Совершенно незачем страховать себя от заведомо невозможного события, а подписать бумажку в ЖЭКе можно всегда, умаслив работника денежным знаком внимания. Так же не предполагается страховать ветхие и аварийные дома, т.к. возможность их разрушения при небольшом землетрясении больше, нежели у новостроек. Оно и понятно - гораздо проще слупить денег с людей, купивших квартиру в новом доме, а значит, располагающих этими деньгами. По расчетам законотворцев сумма, ежегодно вносимая страхователем, составит около 1000 рублей за двухкомнатную квартиру и 1300 - за трехкомнатную.
Разрабатываемый закон предполагает некоторое дифференцирование ставок по регионам, в зависимости от степени риска, но не предусматривает льгот для разных категорий населения. Значит, пострадают опять малоимущие. То есть, инвалиды, пенсионеры, многодетные и иже с ними, которых, казалось бы, от любого дополнительного налога надо ограждать. Именно они чаще всего обивают пороги ЖЭКов, выпрашивая различные федеральные льготы. Теперь, чтобы получить прописанную ранее скидку в 100-300 рублей, им надо сначала заплатить 1000. Выходит, что часть пособий, повышений пенсий и т.п. пойдут на то, чтоб застраховать себя от снега в июле. То есть, на законных основаниях деньги вернутся назад в бюджет.
Для того, что бы схема восстановления жилья с помощью внебюджетных средств работала, нужно привлекать в регионы страховщиков и дать им возможность нормальной работы с клиентами - то есть страховать бытовые риски. Но никакой страховщик не захочет связываться с районами высокой сейсмической активности. Что бы он туда двинулся, нужно, допустим, дать ему налоговые поблажки - и для этого необходимо участие государства и довольно кропотливая работа. Но спешка нужна только при ловле блох.
Самый волнующий вопрос - это, конечно же, деньги. Определять стоимость квартиры первоначально планируют по БТИ. Ни для кого не секрет, что реальная цена и цена по БТИ весьма существенно отличаются не в пользу последней. В дальнейшем планируется, что у страховщиков возникнут свои бюро оценок. Интересно, как эти оценки будут сочетаться с суммой, указаной в документах, и что по этому поводу подумает налоговая инспекция. Ведь на рынке вторичного жилья стоимость квартиры занижается в разы - все с той же целью неуплаты налогов и сокрытия доходов. Выходит, что, застраховавшись и реально оценив свою собственность, выгодоприобретатель, выражаясь казенным языком, получит еще одну, совершенно ненужную, головную боль. В общем все, как всегда, упирается в прозрачность платежей и белые схемы, без которых ни один принимаемый закон не может толком работать.