Вчерашняя коллегия в Министерстве энергетики Российской Федерации под руководством министра И. Юсуфова прошла в лучших традициях советских времен. Рассматривались результаты работы топливно-энергетического комплекса России за первую половину 2003 года, которые оказались ошеломительными.
За 6 месяцев 2003 года общее производство первичных топливно-энергетических ресурсов в стране возросло по сравнению с тем же периодом 2003 года на 46,3 млн тонн условного топлива (6,2%) и составило 794,2 млн тонн (за 7 месяцев - 919,4 млн тонн). Таким образом, достигнут наибольший за последние годы темп роста производства топливно-энергетических ресурсов за первое полугодие. Продолжился рост объемов добычи нефти и ее переработки. За январь-июнь 2003 года прирост добычи нефти составил 20,3 млн тонн (11,2%) - наибольший показатель последних лет. Всего за 6 месяцев добыто 202,4 млн тонн нефти и нестабильного газового конденсата. Добыча природного газа возросла на 8,5 млрд кубометров (2,8%), за I полугодие текущего года было добыто 311,0 млрд кубометров.
В конце заседания коллегии министр не преминул похвалить лично себя и свое ведомство за проделанную работу и пожелал всем продолжать в том же духе, во благо строительства грядущего светлого будущего. Однако попробуем разобраться, настолько ли положительной выглядит приведенная динамика и какова в этом «личная» заслуга г-на Юсуфова.
С одной стороны, безусловно, рост производства первичных углеводородов (нефти, газа, угля и т.п.) – вещь положительная и не может не радовать. Однако тут есть две маленьких детали: во-первых, нужен ли этот рост сегодня вообще и за счет чего он достигается. При ближайшем рассмотрении оказывается, что рост этот сегодня абсолютно бесполезен и даже вреден. Существенная нехватка экспортных мощностей не позволяет весь прирост добычи вывозить за рубеж. Таким образом на внутреннем рынке создается избыточное предложение нефти, что уже приводит к затовариванию, а тонна нефти стоит менее 1000 рублей и сильно осложняет жизнь мелкому и среднему нефтяному бизнесу. Собственники заводов, ранее принимавшие на них нефть от всех желающих, сейчас отказывают мелким фирмам в приемке их сырья на переработку, что приводит к дальнейшему укрупнению и без того не маленьких нефтяных компаний и создает заведомо неравные конкурентные условия.
И, наконец, при еще более пристальном рассмотрении оказывается, что этот пресловутый рост достигается в первую очередь не за счет интенсификации добычи, т.е. внедрения более прогрессивных технологий и способов извлечения ресурсов из недр – а почти исключительно экстенсивно, за счет раздачи лицензий и поверхностной разработки ранее открытых месторождений. Учитывая, что разведка новых нефте- и газоносных участков сейчас находится в весьма плачевном состоянии, подобный подход к разработке нефтяных и газовых богатств страны уже в ближайшем будущем может завести нас в тупик. Если сегодня открытых еще в советские времена месторождений пока хватает, чтобы увеличивать добычу и хвастаться «грандиозным ростом», то при условии, что нового практически ничего не открывается, в ближайшие несколько лет динамика показателей может стать абсолютно противоположной. На смену росту добычи придет падение, причем падение колоссальное и почти необратимое.
Примерно так же выглядит ситуация и с нефтепродуктами. Несмотря на то, что мощностей по экспорту нефтепродуктов у нас пока хватает, солидный прирост их производства весьма в скором будущем может привести к обратному эффекту – остановке ряда нефтеперерабатывающих предприятий. Связано это, в первую очередь, не с возрастающей конкуренцией на рынке, а с еще одним недавним нововведением Минэнерго. В конце минувшей зимы было принято решение жестко увязать экспортные пошлины на нефть и все нефтепродукты. Грубо говоря, если на нефть пошлина – 26 долларов за тонну, то на нефтепродукты в это время будет действовать пошлина в 24 доллара за тонну. Однако, к сожалению, в России, да и в мире тоже, спрос на нефтепродукты сугубо сезонен. Зимой нужен мазут для котельных и электростанций, летом – бензин и дизельное топливо для посевных, уборочных и в целом возросшего потока автомобилей. А вот спрос на нефть такой ярко выраженной сезонности не имеет. Поэтому и нефтяные цены и нефтяные пошлины к сезонам ранее были привязаны не жестко, а вот пошлина на различные виды нефтепродуктов имели четкую сезонную привязку. Таким образом, пошлины и на мазут, и на бензин с дизелькой и зимой и летом – одинаковы. А вот спрос на разные виды нефтепродуктов – разный, и если раньше летом - мазут, а зимой – бензин экспортировались при взимании сниженных экспортных пошлин, за счет чего были весьма конкурентоспособными на западных рынках, то теперь подобный дисбаланс приводит к тому, что летом на заводах затоваривание мазута, а зимой – бензина. А ведь затоваривание фактически означает остановку предприятия, ибо процессы переработки у нас взаимосвязанные, и если некуда девать мазут, приходится останавливать все производство, включая и производство бензина с дизтопливом.
Учитывая, что добыча нефти у нас, на радость Минэнерго, растет, а девать ее некуда, компании волей-неволей начинают наращивать объемы поставок на заводы, и тут возникает уже другая проблема – сезонного затоваривания нефтепродуктами.
Чему же так радуется Минэнерго? К сожалению, в большинстве наших министерств и ведомств основной подход к работе сохранился еще с тех далеких времен, когда больше автоматически означало - лучше. И вот в лучших традициях валяльной фабрики, радовавшийся в конце восьмидесятых очередному увеличению производства валенок на миллион штук в год, Минэнерго так же искренне радуется новым показателем. Хотя пора бы уж и плакать начать.