GlobalRus.ru | Ежедневный информационно-аналитический журнал.
 
 
 
     Потребности     
     Арабески     
 Форум 
     Государственный Клуб     

Какую нацию выбирает правительство?

Приключения иномарок в России

Минэкономразвития опять решило порадовать всех любителей иномарок, предложив повысить пошлины на ввоз уже новых автомобилей. Новые пошлины, в размере 35% от стоимости машины, планируется ввести на срок от двух до пяти-семи лет, после чего они будут снижены до 5-10%. Напомним, нынешняя, тоже нехилая, пошлина - 25%. Ее увеличение сделает окончательно невыгодной самостоятельную покупку автомобиля за границей, а значит, поможет привлечь в Россию иностранца, который начнет застраивать Родину своим автопромом. Так, по крайней мере, рассуждают в правительстве. Однако сразу возникают по крайней мере два вопроса. Срок от двух до пяти-семи лет - это нечто непонятное и крайне расплывчатое. За два года нельзя согласовать даже бумаг, не говоря уж о том, чтоб завод построить и получить от него отдачу. Два года - это фикция в утешение гражданам. Мол, мы сейчас вдарим кнутом, а вы уж потерпите всего 24 месяца, и выйдет пряник - 5-10%. Пять-семь лет хоть как-то похоже на стратегическую инициативу. Беда в том, что она плохо вяжется со всей предыдущей стратегией. Зачем было столько лет защищать отечественного производителя, чтобы сейчас погубить его в одночасье?

Рассмотрим историю вопроса в попытке постигнуть логику правительства. Первый "клебановский" проект изменения пошлин был отклонен Касьяновым в январе 2002 года и отправлен на доработку, ибо он просто предлагал повысить ставку на 100%, и вся любовь. После внесения соответствующих исправлений приняли постановление, увеличившее пошлины на иномарки старше семи лет, которые составляют значительную часть российского автопарка (примерно три машины старше семи лет на одну в возрасте от трех до семи заграничного происхождения). С 4 октября 2002 года пошлины на эти машины выросли примерно в три раза. Это было несомненно лоббистское решение в поддержку наших автомобилей. Но при этом - разумное со всех сторон: не стоит превращать территорию РФ в склад пришедшего в негодность иностранного металлолома, хоть он и вдохновляет инженеров и конструкторов наших автогигантов. Правда, у многих владельцев стареньких иномарок мог тогда возникнуть немой вопрос - а почему государство никак не регламентирует эксплуатацию отечественных автомобилей, выпущенных задолго до начала перестройки? И что же производит наш автопром, если его надо защищать от машин, сделанных более семи лет назад? После введения этих пошлин русские машины не сделались более популярными, но ввозить автомобили старше семи лет стало совершенно не выгодно, и большинство перегонщиков от них отвернулось, обратив свои взоры на машины помоложе.

30 августа 2002 было внесено изменение в постановление от 10 июля 1999 года, из которого следовало увеличение таможенной ставки на машины возрастом от трех до семи лет. Оно также должно было вступить в силу через месяц со дня опубликования, но за месяц кое-что случилось - возникли слухи о готовящемся запрете правого руля на территории РФ. Да и цены не стали ждать, когда постановление вступит в силу, и поползли вверх. Сильно увеличилось количество ввозимых машин - возраста, который планировалось подвергнуть репрессии. Многие владельцы подержанных автомобилей поспешили с ними расстаться, ибо спрос вырос, а вместе с ним и цена. В некоторых городах прошли локальные акции протеста, но из-за того, что они не носили массового характера, желаемого результата достигнуто не было. Этакий автоконформизм. Большинство акций проходило на Дальнем Востоке, где основную часть автопарка составляют подержанные автомобили японского производства с правосторонним рулевым управлением. Ими пользуются практически все, включая экстренные службы. Вообще за Уралом японские праворульные автомобили правят безраздельно. И, если начать поставлять туда продукцию ВАЗа или ГАЗа, она не сможет конкурировать с отходами японской автопромышленности. На момент, когда постановление вступило в силу, рынок был забит этими машинами под завязку. Цены, как и следовало ожидать, ответили на рост пошлин уверенным подъемом. Отечественные машины от всего этого не сильно выиграли. По крайней мере, бума десяток не случилось - какую цель в таком случае преследовало государство, осталось непонятно.

Прошел месяц с 21 июня 2003 года, когда Касьянов подписал постановление о выравнивании таможенных пошлин между физическими и юридическими лицами на ввозимые подержанные иномарки, и оно вступило в силу. Это очередной шаг, предусмотренный концепцией развития автомобильной промышленности России. До сих пор физическое лицо имело некоторые преимущества при ввозе машин из-за рубежа. И многие делали на этом бизнес, перепродавая машины в салоны. Есть даже соображения, что это подстегнет официальных представителей крупных автоконцернов увеличить поставки иномарок, что может привести к некоторому снижению цен. Но это все в будущем. А пока нас подводят к мысли, что если не можешь позволить себе неношенную иномарку, то покупай новую отечественную машину. Хотя вряд ли кто-то после езды пусть не на самой свежей иномарке захочет пересесть в отечественную машину. Но после того как в Россию пустили иностранные компании, на рынке появились иномарки, которые по цене недалеко ушли от цен на продукцию «Автоваза». Хоть и объем выпускаемых ими машин пока невелик, но у них есть все шансы для конкурентной борьбы. Так, например, французский «Рено» заявляет о готовности выпустить новую модель ценой около 10 тысяч долларов. «Форд Фокус», собранный в России, продается по цене около 13 тысяч долларов. Для иностранных компаний это постановление принесло много хорошего. Да и для рынка в целом. Он стал более цивилизованным. Не совсем, правда, понятно, что с ним будет дальше. Надолго ли хватит патриотов, которые будут делать выбор между иномаркой, пусть и не представительского класса, за 10-12 тысяч и новой "Волгой" 3111 в пользу отечественной машины.

В последние годы акценты в использовании автомобиля сильно сместились в сторону ежедневных поездок. Поэтому надежность и комфорт стали важнейшими показателями. Покупатель теперь готов платить больше, ему нужно средство передвижения на каждый день, а не для выездов раз в неделю на дачу. Нет все-таки оснований рассматривать правительство как врага рода людского. Естественно предположить, что оно исходит из новых потребностей граждан-клиентов, толкая их к тому, чтобы избавиться от сильно подержанных автомобилей и омолодить таким образом автопарк. Единственное, чего пока, видимо, не решило правительство, это какой нации станет обновленный парк - нашей или не очень, и судорожно, хаотично делает движения в разные стороны, которые сводят на нет друг друга.

30.07.2003
Павел Клубков

Версия для печати
Обсудить

Все Комментарии


Экспресс-аналитика

Перейти
27.12.2007
С наступающим Новым годом всех наших читателей!

26.12.2007
Отложенный бойкот. Немцов снялся с выборов

26.12.2007
Правосудие превыше доказательств. В Молдавии оправдали убийцу корреспондента НТВ Ильи Зимина

25.12.2007
Русский народный Интернет. В Сети могут появиться домены на национальных языках, в том числе зона «.рф»

25.12.2007
Обезьянник для оппозиции. Дочь Шендеровича выпустили до суда, но могут посадить на 15 суток

24.12.2007
Заколдованный банк? Погиб второй за месяц топ-менеджер ВТБ

21.12.2007
Домой с чистой совестью. На праздниках в Швейцарии бесплатно развозят по домам выпивших граждан

21.12.2007
Еще больше единой Европы. Шенген расширился на 9 стран сразу

21.12.2007
Большая газовая дружба. Россия, Казахстан и Туркмения подписали соглашение о Прикаспийском газопроводе

20.12.2007
Президентом Южной Кореи станет кандидат от оппозиции. Его выбрали за экономические лозунги


Реплики

Перейти
26.12.2007   
Лучше стать канадцами, чем бразильцами
Своевременный вывод экспертов
Сергей Шелин

25.12.2007   
Я на Я пошел войною
Лидер "Яблока" вырастил себе достойного клона
Юрий Аммосов

21.12.2007   
Еще один год большого перехода
Продолжение эпохи или ее финал?
Сергей Григоровский

18.12.2007   
Агитпроп для Уолл-стрита
Чему их учат о России
Сергей Шелин

13.12.2007   
Новейшее российское волеизъявление
Итоги думских выборов
Петр Ильинский

11.12.2007   
Так побеждают инфляцию
Оптимизм чиновников сильнее экономики?
Сергей Шелин

10.12.2007   
Черные дни Черного континента
Саммит в Лиссабоне закончился провалом
Максим Артемьев


  Архив комментариев
 

Комментарии

Перейти
26.12.2007   
Планка отчуждения
Поколение 40-летних вывели из пенсионной реформы
Михаил Пироговский

25.12.2007   
Буря в стакане шампанского
Пятая Дума провела первое заседание
Александр Майоров

21.12.2007   
Будь, что будет
США и ЕС готовы признать Косово в обход ООН
Алексей Ерёменко

20.12.2007   
Избиратели без партий
Либеральное движение после выборов
Михаил Пироговский

19.12.2007   
Конец и вновь начало
Рада утвердила правительство Украины
Александр Майоров

18.12.2007   
Ах! Боже мой! он карбонари!
Милиция борется с литературными вольностями
Алексей Ерёменко

17.12.2007   
Злой следователь сделал свой ход?
Зачем Москва ссорится с Западом
Михаил Пироговский

14.12.2007   
«Да, смерть!»
Нацболы и логика силовиков
Александр Майоров

13.12.2007   
По чайной ложке в час
Оранжевые пытаются утвердить премьера
Алексей Ерёменко

12.12.2007   
Путин не будет хромой уткой
Медведев позвал президента в премьеры
Алексей Еременко, Николай Шидловский

11.12.2007   
Либеральный реванш
Путин выбрал Медведева
Михаил Пироговский

10.12.2007   
Призрак кровавого режима
ФСБ опять обвинили в убийстве Литвиненко
Александр Майоров

07.12.2007   
Оперативность с подвохом
Ющенко предложил Тимошенко в премьеры
Михаил Пироговский

06.12.2007   
Коммерсанты против силовиков
Продолжается скандал вокруг интервью Шварцмана
Алексей Ерёменко

05.12.2007   
Разрядка с санкциями
США засомневались, делает ли Иран бомбу
Александр Майоров

04.12.2007   
Отечество в безопасности
Чавес проиграл референдум в Венесуэле
Алексей Ерёменко

03.12.2007   
В едином строю
Предварительные итоги думских выборов
Михаил Пироговский

30.11.2007   
Прорыва не будет, зато жизнь продолжается
Оранжевые партии договорились о коалиции
Алексей Ерёменко

29.11.2007   
Стихи и проза, лед и пламень
Переговоры по Косово провалились
Александр Майоров

28.11.2007   
Трудовая Кунсткамера
«Форд-Всеволожск» продолжает забастовку
Михаил Пироговский

27.11.2007   
Верноподданное попрошайничество
«Единая Россия» оказалась в центре скандала
Алексей Ерёменко



Суждения

Перейти
26.12.2007
Крестовый поход из гетто
Русская церковь в уходящем году
Владимир Можегов
21.12.2007
Всемирный банк поставил Россию на место
С которого не так просто сойти
Сергей Шелин
18.12.2007
Ожидаемая неожиданность
Все было объявлено заранее, только этого не хотели замечать
Петр Ильинский
14.12.2007
Что может быть после марта-2008
Границы нового курса
Сергей Шелин
11.12.2007
Exit
Поколение бэби-бумеров состарилось
Юрий Аммосов
07.12.2007
Гидра сепаратизма
Признавать ли России Абхазию и Южную Осетию
Дмитрий Нерсесов
03.12.2007
Дети подземелья, или Плоды просвещения
Ваххабиты из деревни Погановка выращены Церковью
Владимир Можегов
30.11.2007
Возвращение к гражданской войне
В ответ на суждение Петра Ильинского
Сергей Шелин
26.11.2007
Память о гражданской войне
Чтить жертвы важнее, чем помнить расстрельщиков
Петр Ильинский
23.11.2007
Мавр сделал свое дело
Предвыборные перспективы Саакашвили
Дмитрий Нерсесов
20.11.2007
Советизация нашей экономики
Непризнание проблем как способ их усугубления
Сергей Шелин
16.11.2007
1917-2017. Эпоха великой Скорби
Как примирить триумф и трагедию русской революции?
Владимир Можегов
12.11.2007
Потрясения в информационном поле
Мировые СМИ и чрезвычайное положение
Петр Ильинский
Все суждения Перейти
 
Потребности    Арабески    Карта сайта    О проекте    Авторы    GlobalRus.ru © 2002–2007 дополнительно Кнопка Рамблера