10 июля в Брюсселе завершил работу Конвент по подготовке проекта Европейской конституции. Проект был закончен на две недели позже назначенного срока. Первым его подписал глава Конвента, бывший французский президент Валери Жискар д’Эстен, за ним – вице-президенты и все члены Конвента, 207 человек: 105 постоянных представителей и 102 заместителя из 27 стран. За 16 месяцев работы им пришлось принять участие в 26 пленарных заседаниях, выслушать более 1800 выступлений, обсудить около 6 тысяч предложенных поправок к Основному закону Объединенной Европы. Член президиума, немецкий социал-демократ Клаус Хэнш (в 1994-97 – председатель Европейского парламента) прокомментировал это событие: «За прошедшие шестнадцать месяцев мне неоднократно приходилось протирать глаза и задавать самому себе вопрос: чем же мы здесь все-таки занимаемся»?
Согласно этому проекту, у Европейского Союза теперь будет президент и министр иностранных дел. Ожидается также создание 60-тысячного европейского Корпуса быстрого реагирования для отправки в «горячие точки» мира. Конвент также утвердил символику будущего надгосударственного объединения: темно-синий флаг с кругом из 12 пятиконечных звезд. Почему их именно 12, никто объяснить не смог: в ЕС входят 15 государств, еще 10 ждут своей очереди на вступление. Гимном Евросоюза будет «Ода радости» из 9-й симфонии Бетховена, девиз: «Единство в многообразии». Общеевропейским праздником должен стать День Европы, который должен отмечаться 9 мая. В этот день в следующем году ожидается подписание проекта Основного закона. Почему именно 9 мая? Ведь окончание Второй мировой в Европе празднуют 8-го. Но, как было объяснено, в этот день министр иностранных дел Франции Робер Шуман произнес речь про объединение Европы.
Члены Конвента признают, что документ, с которым они промучились столько времени, все еще остается «сырым». Возможно, в него будут внесены поправки на межправительственной конференции в Риме, которая запланирована на 4 октября. Президент Франции Ширак уже обещал вынести этот документ на общенациональный референдум. Хорошо, если прочие члены Евросоюза последуют его примеру, тогда конституция получит необходимую легитимацию. А если нет? А что если вынесут, но в одной из стран референдум окончится провалом?
У составителей документа нет ответов на эти вопросы. Ведь подобного прецедента в истории еще не было. Сначала рождалось государство, а потом для него писали конституцию. А тут – несколько государств, которые решили создать… Федерацию? Нет. От этого 76-летнему Жискару д’Эстену давно пришлось отказаться, также как и от названия «Соединенные Штаты Европы» или «Объединенная Европа».
Один из основных принципов идеологии солидаризма гласит: «ищите не то, что нас разъединяет, а то, что нас объединяет»!
Что же объединяет 15 стран-участников и 10 стран-кандидатов Евросоюза?
Демократия? Пожалуй, хотя формы ее в разных странах – разные. В Великобритании даже своей конституции никогда не было. Но для такого объединения единая конституция не нужна – есть Декларация прав человека и множество других международных законов.
Рыночная экономика? Верно, но уровень ее развития слишком разный. Страны-доноры совсем не в восторге от перспектив дотаций менее развитым в экономическом отношении соседям. И для общего рынка конституция тоже не нужна – для этого существуют экономические и таможенные соглашения.
Общая валюта? Из 15 стран ЕС в «зону евро» входят не все: Великобритания, Швеция и Дания пока не собираются отказываться от крон и фунтов. Вдобавок, Пакт о стабильности, являющийся основой для поддержания курса евро, требует, чтобы бюджетный дефицит стран-участниц не превышал трехпроцентной отметки. Крупнейшие экономики «зоны евро» - французская и германская, уже не справляются с этим условием. Что уж говорить об экономиках таких стран-кандидатов, как Польша или Албания?
Может быть – общая история? Христианские ценности как основа Европейской цивилизации? Именно на включении этого пункта в проект конституции настаивал Ватикан, который поддержали Ирландия, Испания и Польша. Возмутилась Франция: 5 миллионов ее граждан – мусульмане. Среди стран-кандидатов мусульмане составляют абсолютное большинство населения в Албании, Турции и Боснии и Герцеговине. Предложение отклонили.
Ну, может быть, хотя бы географическое положение? Но у кандидата Турции лишь 3% территории находится в Европе.
Многообразие налицо. Но где же единство?
Ничто не сближает так, как общая опасность.
В начале девяностых, после распада Варшавского блока, Советская угроза перестала быть объединяющим фактором как для европейских стран, так и для Европы и США. У Европы появился другой враг – нестабильность. Политическая и экономическая. Терроризм, контрабанда наркотиков, и, самое главное – нелегальная иммиграция. Миллионы людей из бедных стран, которые пытаются добраться до стран благополучных и остаться там, чтобы воспользоваться благами, за которые население Европы боролось столетиями.
«Лимес» - так называлась сеть крепостей, соединенных частоколами, которая единой линией ограждала Римскую Империю от нашествий варваров.
Европейские политологи всерьез заговорили о «Новом Лимесе», способном оградить благополучие Старого Света от всех факторов нестабильности. Страны Европы отменяли границы внутри ЕС, укрепляя одновременно внешнюю границу сообщества.
На встрече в Санкт-Петербурге в июне этого года президент России откровенно сказал европейским гостям о том, что стремится к безвизовому режиму для граждан России. Что не желает, чтобы Россию от остальной Европы отделила «Шенгенская стена». Европейские гости с ним согласились – все это обязательно будет. Но не сразу. Председательствующий тогда в ЕС премьер-министр Греции Костас Симитис напомнил, что в его стране на 10 миллионов граждан приходится 1 миллион нелегальных иммигрантов. Это – в относительно небогатой Греции. Что уж говорить про Швецию или Германию?
Ведь не от самой России пытается сегодня отгородиться Европа.
В последние годы производство наркотиков в Афганистане выросло в четыре раза. В страны ЕЭС они попадают через Среднюю Азию и Россию.
Россия сама не может остановить массовое проникновение китайцев в Сибирь и на Дальний Восток. В случае открытия границ с Европой, многие из них направятся именно туда.
Между странами СНГ границы отсутствуют. Сегодня жители бедных регионов бывшего СССР ищут работу на стройках Москвы и других крупных российских городов. Но на стройках Германии и Франции платят гораздо больше…
Контртеррористическая операция в Чечне до сих пор не закончена. Жители этой республики – российские граждане. Что будет, если все они получат право безвизового въезда в Европу?
Намек европейцев достаточно прозрачен: мы не против открытия границ с Россией. Если она сама будет успешно контролировать собственные границы. Страны, открывшие границы друг для друга, несут взаимную ответственность за контроль над границами со всем остальным миром.
Старая немецкая пословица гласит: «Вся сила цепочки – в силе ее слабейшего звена». Скорее всего, именно эти слова должны были бы стать девизом новой Европы.
Но для решения этой проблемы общая конституция не нужна.