В Россию приехал заместитель госсекретаря США Алан Ларсон. Приехал, чтобы обсудить вопросы энергетического взаимодействия России и США. И обсудил. В первую очередь Ларсон от лица Вашингтона выразил горячее желание поддержать те российские компании, которые занимаются «реализацией проектов, связанных с дальнейшим развитием инфраструктуры экспорта нефти и нефтепродуктов». В подтверждение серьезности намерений он напомнил о недавнем решении правительства США выдать гарантии долгосрочного кредитования проекта строительства нефтепродуктового терминала для компании ЛУКОЙЛ в размере 130 млн долларов. Более того, в будущем США собираются увеличить объемы кредитования и всячески способствовать развитию транспортной составляющей российского ТЭКа.
Конечно, желание США вложиться в российский ТЭК не может не радовать, однако не следует обольщаться раньше времени: то, что хорошо для США, не всегда хорошо для России. У Америки свои интересы. США в последнее время активно взялись за перекраивание мирового нефтяного одеяла. Действия Вашингтона в этой связи базируются на нескольких основных принципах:
- обеспечение надежных и относительно дешевых источников поставок нефти, при любом сценарии развития ситуации на Ближнем Востоке, в Африке и Южной Америке;
- создание базиса для будущего формирования спроса на нефть подконтрольных США нефтяных государств, в особенности Ирака;
- отрезание основных противников от энергетических ресурсов и инвестиций и установление контроля за основными направлениями экспорта «новой» нефти Каспия, Ирака, ряда африканских стран и многих других нефтедобытчиков;
- планомерное усиление роли потребителей при формировании цен на нефть в противовес роли поставщиков.
Далеко не все эти стратегические цели Вашингтона совпадают со стратегическими целями Москвы.
США хотели бы иметь возможность покупать российскую нефть, но не вообще, а на случай форсмажорных обстоятельств. Сегодня у них есть нефть арабская, венесуэльская и мексиканская. Россию подобное положение вещей, естественно, не устраивает. Ей нужны надежные покупатели, она не может себе позволить ждать и надеяться на очередной кризис во взаимоотношениях США с арабским миром. Более того, на основных экспортных направлениях, альтернативных американскому, Россия - прямой конкурент иракской нефти, которая должна найти свое место на уже поделенном рынке. Кроме того, строительство трубопровода из России в Китай тоже не слишком устраивает США.
США действительно не против направить российскую нефтяную экспансию в нужное им русло. И для этого готовы даже на немалые финансовые издержки. В первую очередь речь идет о строительстве нефтеналивного терминала в Мурманске и нефтепродуктовых терминалов в Ленинградской и ряде других областей севера страны. Строительством Мурманского терминала США убивали сразу нескольких зайцев: во-первых, появлялся удобный маршрут для экспорта российской нефти в Америку, во-вторых, российские как финансовые, так и природные ресурсы отвлекались от конкурентных направлений, ну и, наконец, в-третьих, Россия после окончания строительства попадала бы по сбыту нефти в зависимость от Вашингтона: поставлять нефть из Мурманска, если Вашингтон откажется, будет практически некому. Однако в тот момент, когда решался вопрос, строить или не строить, США несколько поскупились. Решение о строительстве было отложено. Вместо этого проекта началась активная разработка планов по постройке трубопровода Ангарск-Дацин-Находка. Однако, узрев последствия подобной оплошности, да еще и поняв вдобавок, что ситуация в Ираке развивается не совсем так, как планировалась, Вашингтон в спешном порядке пытается выправить положение. На прошлой неделе США недвусмысленно намекнули России, что реализация мурманского проекта для них представляет немалый интерес, на этой – начали понемногу и денег сулить, причем уже не скупясь.
Однако сомнительно, что в сегодняшней ситуации действия Вашингтона приведут к изменению экспортных приоритетов России. Во взаимоотношениях с США Россия выбрала линию: брать что дают, но ничего не гарантировать и ничего не обещать. Энергетическое партнерство – вещь крайне нужная, и деньги - это тоже хорошо, но отказываться от строительства «неугодных» США труб мы не будем, да и с Мурманском ничего обещать не можем. Если удастся выдержать эту линию, то можно и переиграть американцев. На всякого мудреца довольно простоты.