В начале этого года жители Москвы стали получать повестки из районных судов, содержащие так называемые «судебные приказы» о взыскании денежных средств. В данных приказах жители Москвы признаются должниками компании «Би Лайн» и должны выплатить ей до нескольких сотен долларов в связи с неоплатой услуг сотовой связи, предоставленных компанией «Би Лайн». Когда начались разбирательства, то оказалось, что в список должников попали люди, не только не являющиеся пользователями сотовой компании «ВымпелКом», но и вообще ни разу не державшие в руках мобильного телефона.
Собственно, ничего удивительного: «Би Лайн» в середине прошлого года запустил новую биллинговую систему, которая стала давать регулярные сбои. К тому же дилеры компании, заинтересованные в увеличении показателей продаж SIM-карт «Би Лайн», часто использовали данные паспортов людей, вовсе не покупавших телефоны и не подключавшихся к «Би Лайн».
Судебные процессы, инициированные «Би Лайн», вполне естественны - предоставленные услуги должны быть оплачены в соответствии с договором. Претензии физических лиц, вынужденных оплачивать услуги, которые они не получали и получать вовсе не хотели, - тоже естественны. Суду совсем не просто принять решение. У «Би Лайн» документация и счета, у граждан праведный гнев. У «Би Лайн» адвокаты и юридическая служба, у граждан - опять же праведный гнев и, в общем, ничего больше (глупо платить за адвоката сотни долларов, чтобы отсудить свои сто-двести). Тем более что все судебные споры с компанией ведутся в одном суде (по месту нахождения офиса «Би-Лайн») и одним и тем же судьей. Так уж получилось.
Недавно мэр Москвы очень сильно ругался на сотовых операторов, которые не обеспечивают качественной связи, и обещал с этим разобраться. Качество связи – это, в общем, не совсем та сфера, где необходимо вмешательство городских властей. Зато ситуации с тяжбой граждан и «Би-Лайн» - как раз именно та сфера. Сбои в биллинговой системе «Би-Лайн» - проблемы «Би-Лайн», а вовсе не его абонентов, и уж тем более не тех граждан, которые даже и абонентами не являются. Проблемы с качеством связи вполне может отрегулировать рынок, без всякого вмешательства государства. Не нравится «Би-Лайн» - есть МТС, есть «Мегафон». Но проблемы с "судебным приказом", по которому человек уже должен заплатить весьма немалую сумму, - рынок не разрешит.
Кстати, когда «Би-Лайн» перешел на новую биллинговую систему, его менеджеры говорили о прорыве, о современных технологиях и ведущих мировых производителях (имелась ввиду американская компания Amdocs). Другие тогда пошли иным путем и сделали ставку на внутренних производителей программной продукции и биллинговых систем. В итоге... Впрочем, в итоге «Би-Лайн» вполне успешно в суде компенсирует потери, произошедшие по причине ориентации на ведущих мировых производителей.