Московское правительство воодушевилось результатами строительства первой т.н. перехватывающей стоянки в городе и запланировало построить их аж десять штук. Цель при этом ставится самая что ни на есть благородная - снизить количество автомобилей в центре города, чтобы ослабить интенсивность движения, сократить пробки и т.д.
Картина, рисуемая чиновниками, близка к идиллии: ранним утром водитель подъезжает к такой парковке, вносит скромную мзду в кассу стоянки, садится на поджидающий его автобус и по специально выделенной для общественного транспорта полосе очень быстро движется в центр города, минуя пробки и наслаждаясь чуть более чистым, чем раньше, воздухом. Вечером та же последовательность действий выполняется в обратном порядке, возможно, даже минуя на этот раз кассу.
В нарисованной картине все действительно неплохо, вот только российские краски вносят свой неповторимый шарм и очарование в мелких деталях. Представим себе холодное, сумеречное зимнее утро, сугробы, заваленную снегом полосу для общественного транспорта, сломанный автобус. Как много водителей захотят оставить свою машину в нескольких километрах от места работы в таких условиях, выложив, к тому же, от одного до трех долларов в день без внятных гарантий охраны транспортного средства? Впрочем, отрицательного количества водителей мне представить все равно не удается.
Наконец, если даже грубо прикинуть количество создаваемых цивилизованных парковочных мест на этих десяти стоянках (первая из них рассчитана на 320 мест), становится даже не смешно, а грустно - ни десять, ни двадцать тысяч "перехваченных" машин не решат проблемы транспортной перегруженности центра города. А ведь такая проблема не только существует, но с каждым годом становится все более острой!
Как ее решать? В первую очередь, признать, что центр Москвы - это ограниченный ресурс, за который уже сейчас идет весьма острая конкуренция. Это означает, что такую конкуренцию вполне можно перевести в денежную сферу. Если сейчас тапки (право парковки) принадлежит тому, кто раньше встал, то почему бы не решать этот же вопрос деньгами? Иными словами, сделать все (в смысле - абсолютно все!) общественные парковочные места в центре платными. Плата может взиматься в любой форме - как за въезд в центр, как это сделали недавно в Лондоне, так и непосредственно за парковку - будь то парковка на обочине или полноценный паркинг.
В конце концов - потраченное время на поиск парковки, стояние в пробках, сожженный впустую бензин - это тоже издержки, пусть и не столь очевидные. Переведенные в денежную форму эти издержки будут способствовать более адекватной оценке своих экономических возможностей всеми участниками дорожного движения. Полученные деньги для разнообразия можно тратить, например, на сооружение новых паркингов или на развитие городского транспорта.
Более того, если предположить также, что движение транспорта имеет приоритет перед его парковкой, по крайней мере, на оживленных центральных магистралях, то очевидным становится также и необходимость эвакуаторов - все машины, запаркованные не в положенном месте и не по правилам, должны удаляться и с проезжей части, и с тротуаров. Ну или хотя бы жестоко (в смысле дорого и неотвратимо) штрафоваться, раз уж никаких эвакуаторов в настоящее время не хватит, чтобы убрать абсолютно всех нарушителей, не создавая еще больших помех движению, а применение наказаний "избирательно" лишь усугубит коррупцию в сфере дорожного движения.
Очевидно, что парковочных мест в центре не хватает катастрофически, и штрафы с эвакуаторами не решат этой проблемы. Но и здесь у московского правительства все карты на руках - почему бы не требовать от застройщиков, сооружающих новые жилые и офисные здания в центре города, создавать подземные паркинги? Конечно, это приведет к удорожанию строительства, но заплатят-то за него фактически те, кто впоследствии будет использовать эти здания, а уж автомобили-то у таких покупателей будут наверняка. В противном случае, расставляя машины в близлежащих дворах и на улицах, они будут использовать ограниченный ресурс (территорию) совершенно бесплатно.
Введение экономических санкций за неправильную парковку в центре города само по себе создаст стимулы для строительства паркингов, но если городская администрация создаст дополнительные стимулы для этого (будь то налоговые льготы или, наоборот, требование сооружения парковок от застройщиков), то в течение нескольких лет вполне возможно убрать значительную часть машин c обочин дорог и обеспечить более-менее приемлемую скорость движения по центру города.
Нынешние же действия городских властей вряд ли способны сдвинуть дело с мертвой точки. И даже на имитацию бурной деятельности они как-то не тянут.