«Кто сеет ветер, пожинает бурю». Вспомнить эту народную мудрость, уже успевшую стать трюизмом, заставила последняя экономическая инициатива Госсовета Чеченской республики. 2 июля сего года руководитель этой структуры Хусейн Исаев заявил о необходимости поставить перед властями Российской Федерации вопрос о финансовой компенсации жителям Чечни за их неучастие в процессе приватизации некогда «общенародной собственности». «Как граждане России, жители республики являются владельцами доли федеральной собственности и имеют полное право потребовать то, что им на законных основаниях принадлежало, но не было выдано в период ваучеризации. Просто до сих пор некому было этим заняться».
Действительно, в начале 1990- х годов жителям Чечни так и не было выдано более 1 миллиона ваучеров. Но если кто позабыл (а почему-то г-н Исаев полагает, что у наших соотечественников наступила массовая амнезия), то в начале 1990-х гг. гордый и свободолюбивый кавказский народ боролся за независимость, то есть право не считать себя гражданами России, иметь собственное государство и не претендовать на собственность угнетавшей его «колониальной империи». В то время представители этого гордого народа боролись за идею своего не менее свободолюбивого вождя Джохара Дудаева превратить Чечню во «второй Кувейт», страну, в которой из крана каждого чеченца будет литься кумыс. Для этой цели были избраны лозунги «Русские в Рязань, ингуши в Назрань, армяне в Ереван», которые сначала ежедневно «обкатывались» на многотысячных митингах, а потом стали реализовываться на практике. Что же касается собственно российской приватизации, то у неистового Джохара было вполне однозначное отношение к этому процессу. Сам ваучер был назван им «подачкой», а его получение приравнивалось автоматически к отказу от гражданства «свободной Ичкерии» в пользу гражданства «рабской России». Т.е., согласно «философии» отцов чеченского суверенитета, участие в приватизации было признано актом, унижающим честь и достоинство свободного горца, а получение ваучера рассматривалось как превращение в раба.
«Народ не отвечает за деяния элиты», - излюбленный тезис наших общечеловеков. Можно принять этот тезис на веру, но при одном условии. Пусть горячие защитники маленького гордого народа приведут мне хотя бы один пример народного гнева или хотя бы общественного осуждения дудаевских «антиприватизационных» инициатив. Ни один митинг, ни одна чеченская газета не осудила своего президента за отказ от приватизации российской госсобственности. И в то время, когда в России сторонники приватизации «по Чубайсу» и поборники «альтернативных» схем («чешского варианта» и пр.) вели интеллектуальные дискуссии об оптимизации раздела некогда «общенародной» собственности, в Чечне была разработана своя «надежная» схема приватизации движимого и недвижимого имущества. За основу была взята традиционная для этих мест модель, слегка приближенная к современным условиям, - набег абреков с последующим захватом дома, квартиры, машины, а то и мебели с драгоценностями. При этом с правами и личной собственностью тех, кто, мягко говоря, не разделял эйфории суверенизации по-ичкерийски, не особо считались. Итоги этой практики таковы, что в результате чеченской суверенизации и приватизации по «горской схеме» 220 тыс. человек, представляющих русскую общину республики, оказалось за ее пределами, 25 тыс. человек было убито в периоды существования "независимой Ичкерии" в 1991-1994 и 1996-1999 гг., а около 100 тыс. домов, принадлежащих «нетитульной нации», было захвачено представителями гордого, но непокорного народа. И в самом деле, зачем брать жалкие российские подачки, если настоящий джигит может с кинжалом и АКМ в руках взять то, что плохо лежит. Или лежит даже очень хорошо. И взять, не прибегая к растлевающим свободный горский дух товарно-денежным отношениям.
Так что прав Хусейн Исаев. Действительно, участием в российской приватизации его соплеменникам заняться было некогда. Других дел было по горло. Надо же было кому-то захватывать чужие дома, автомобили и обживать вновь приобретенное имущество. Когда же «приватизация» по-ичкерийски завершилаcь, ее организаторы и исполнители решили «осваивать» новые рынки. И естественно, не на базе каких-то европейских или российских экономических схем. В конце ХХ столетия строителями чеченского суверенитета было возрождено к жизни «наездничество», т.е. набеги на сопредельные территории с последующим захватом заложников (с получением затем солидного выкупа) и рабов. Приватизация рабов и заложников - воистину новое ноу-хау экономической теории и практики! Куда уж тут российским жалким «подачкам». Когда же этот экономический рай благодаря федеральному вмешательству оказался разрушенным, чеченская сторона вдруг вспомнила о гражданских чувствах и прониклась идеей российского патриотизма, возжелав принять участие в приватизации по-российски. Теперь жалкие «подачки» для рабов представители гордого народа принять готовы.
В 1922 году представители европейских демократий, готовясь к Генуэзской конференции, хотели припечатать большевиков требованием выплаты компенсаций за проведенную национализацию и прочие прелести «военного коммунизма». Лидеры же Советской России, не будь дураки, заявили, что готовы рассматривать этот вопрос при условии возмещения РСФСР урона, нанесенного войсками интервентов. Инцидент удалось «замять». Для чего вспоминать генуэзский казус? Инициатива Исаева, кажется, повергла в шок представителей федеральной власти. Они, похоже, так увлеклись идеей «мирного» урегулирования, что готовы сдать якобы пророссийской чеченской элите все, что движется и не движется на земле Чеченской республики. А ведь инициативу чеченского Госсовета можно было бы соответствующим образом «распиарить». Например, согласиться на компенсацию гражданам Чечни за их неучастие в приватизации за вычетом самой малой малости:
- стоимости незаконно захваченных 100 тыс. домов и квартир (рыночной, а не "джигитской" стоимости);
- возмещения морального и материального ущерба для 220 тыс. русских беженцев, а также для значительного количества беженцев-армян, греков, евреев, немцев;
- компенсации невинно убиенным 25 тыс. человек, а также
- компенсации жителям и хозяйствам Дагестана и Курского района Ставропольского края за набеги 1996-1999 гг., тысячам рабов и заложников;
- возмещения ущерба МПС за нападения на железнодорожные составы и понесенные убытки в результате блокирования движения пассажирских и транспортных поездов;
- компенсации семьям погибших и раненых военнослужащих, служащих МВД и ФСБ, участвовавших в боевых действиях с 1994 года, поскольку благодаря не имперским амбициям России, а криминальному беспределу дудаевых-масхадовых-басаевых, пришлось вводить на территорию бандитского квазигосударства наши (не надо этого эвфемизма - федеральные!) войска.
И к этому списку можно было бы прибавить еще много пунктов и объектов по мелочи, как то: больница в Буденовске, дома в селе Первомайское и Кизляре. Давайте положим на чашу весов одно и другое. Гражданам Чечни (так теперь называются жители этой республики в соответствии с принятой на референдуме Конституцией) в этом случае можно предложить разделить поровну их доли в общем объеме компенсации, которую они будут платить гражданам России. Взамен на их участие в приватизационном проекте по-российски. Раз уж когда-то купились на идеи суверенитета и совершили ошибки, то настала пора за это платить по счетам. Тем самым делая «взнос» за возвращение в российское гражданство и право на жалкие «подачки». Думаю, что после тщательного «взвешивания» охота «делить» российский пирог у представителей гордого народа отпадет.
Но вернемся к началу нашей статьи и процитированной народной мудрости. Кто создал ситуацию, когда и дня не проходит, как представители «пророссийской» части чеченского истеблишмента выдвигают инициативы, повергающие любого законопослушного россиянина в состояние шока? Сперва Договор о разграничении полномочий между Чечней и РФ, потом идея о компенсации за неучастие в приватизации. То ли еще будет? Российская власть в декабре 2002 года решила ускорить «умиротворение» республики. Инициировав референдум по Конституции Чечни, Кремль сначала забыл о правах русских беженцев 1990-х годов, не разрешив им участвовать в оценке «достоинств» этого проекта, признав тем самым результат этнической чистки ичкерийских «приватизаторов». Затем появился текст Основного закона, содержащий сплошь и рядом противоречия российскому законодательству. Потом завеса молчания опустилась над любыми инициативами «наших людей». Это ли не повод для наращивания требований. Язык компромиссов и уступок на Кавказе воспринимается как проявление слабости. А тут уж, как у Ницше, «падающего толкни». Все так, только с кавказским колоритом. Так что не удивляйтесь, если завтра вам предложат выплачивать компенсацию (а российский бюджет формируется из нашего кармана, между прочим) за задержание имама Шамиля и его выдворение в Калужскую губернию или компенсацию за подавление восстания Шейха Мансура. Теперь ведь все можно.