На днях было озвучено решение Казахстана присоединиться к проекту Баку-Джейхан. Фактически это означает, что у Астаны в ближайшем будущем появится новый коридор для экспорта своей нефти в Европу. А России придется в очередной раз существенно потесниться на европейском нефтяном рынке. И самое обидное заключается в том, что Россия сама виновата в подобном развитии ситуации.
Именно российскими руками прорубалось для Казахстана окно в Европу, причем делалось это - несмотря на все возражения отечественных нефтяников. Именно Москва в середине 90-х предоставила Казахстану транзитный коридор для экспорта своей нефти, с тех пор лишь расширяя его. В этом году транзит казахской нефти через Россию превысит 19 млн. тонн, а к 2005-2007 году – 30 млн. тонн. Таким образом, именно за счет Москвы Казахстан строит свой европейский базис, и если кто и будет виноват в укреплении европейских позиций Астаны, так только Россия.
Стоит разобраться, чего же добивается Москва, без боя уступая Казахстану европейский рынок. Еще полгода назад бытовало мнение, что лучше уж позволить Астане транспортировать свою нефть через российскую территорию, чем ждать, когда она присоединится к альянсу Азербайджан-Грузия-Турция и станет транспортировать ее в обход России. Однако, в свете последнего решения Казахстана, подобная логика уже не срабатывает. Астана готова транспортировать свою нефть и так, и этак, и, если можно, - без хлеба. Однако позиции Москвы это не поколебало.
Другим аргументом в пользу транзита казахской нефти через территорию России, безусловно, является аргумент геополитический. Казахстан на сегодняшний день - основной партнер России в прикаспийском регионе. Выступая единым фронтом, нам во многом удается диктовать свои условия иным каспийским партнерам и являться на сегодняшний день самым сильным прикаспийским альянсом. Не говоря уже о том, что бытует мнение, что Казахстан – следующий после Белоруссии претендент на объединение и что в обозримом будущем возможен даже его переход на российскую валюту. Но если это так, то тогда тем более непонятно решение столь дружественного нам Казахстана транспортировать свою нефть в обход России.
Однако, по всей видимости, в своих действиях Россия руководствуется и иными соображениями. Россия активно ищет выхода на азиатский нефтяной рынок. Планируется строить новый трубопровод в Китай или Японию, начинается активная разработка месторождений Восточной Сибири, заключаются крупные межправительственные соглашения. И основным нашим конкурентом на восточных рынках могла бы стать именно Астана. Казахстан уже неоднократно заявлял, что Китай входит в сферу его основных нефтяных интересов, и даже рассматривал возможность строительства трубопровода в Северный Китай. В этих условия нам надо было определиться: куда пускать Астану?
На чаше весов лежали два самых перспективных российских направления: европейское и азиатское. Европейское направление, исторически уже устаканившееся, знакомое, с налаженными связями и направлениями транспортировки, на сегодняшний день, безусловно, основное экспортное направление России. И, ясное дело, российским компаниям совершенно не хочется терять часть своей доли европейского рынка, а значит, и живых денег, уступая их Казахстану. Азиатское же направление пока существует только на бумаге. Трубы еще нет, месторождения пока еще не разработаны, в общем, все направление построено исключительно на декларациях о намерениях и реальные деньги принесет еще не скоро.
Однако в ближайшие годы конкуренция на европейском нефтяном рынке обещает ужесточиться в разы. Приходит большое количество новых игроков, таких, как Ирак или Азербайджан, старые же игроки, например, Алжир и Ливия, намереваются увеличить свои европейские поставки нефти в разы. В этих условиях России волей-неволей придется тесниться, резко сокращая объемы своего европейского нефтяного экспорта. Азиатский же рынок, переживающий экономический бум, не имеет стабильных поставщиков нефти. Та же арабская нефть, ориентированная на США и Европу, в Азию поставляется по остаточному принципу и по весьма дорогим маршрутам транспортировки. С этой точки зрения, азиатское направление уже сейчас вырисовывается как весьма перспективное.
И вот, похоже, не дожидаясь строительства новой трубы и начала поставок нефти на азиатские рынки, Россия уже решила постепенно убирать со своего горизонта потенциальных конкурентов, сквозь пальцы смотря на их присоединение к различным «враждебным» проектам, и даже помогает им выходить на европейский нефтяной рынок. Такие действия, с одной стороны - не лишены своей логики, и заготовка саней летом, всегда являвшаяся слабой стороной России, привыкшей все делать в последний момент, на этот раз может принести долгожданные дивиденды. Однако, с другой – это означает немалые потери, которые понесут большинство российских компаний в ближайшие годы.
Поэтому самое опасное в сложившейся ситуации – любое промедление в строительстве азиатского коридора для транспортировки нефти Восточной Сибири. Однако именно это сегодня и происходит. Россия, в теории уже сделавшая ставку на Азию, уже второй год никак не может решить, какой же путь избрать: идти в Китай через Дацин или в Японию через Находку. И пока Россия мечется между Китаем и Японией и труба существует только на бумаге, Казахстан уже обосновывается в Европе, а бюджет, как и российские нефтяники, начинает испытывать ощутимые потери.