Временная иракская администрация отменила или приостановила выполнение трех нефтяных контрактов, подписанных правительством Саддама Хусейна с иностранными компаниями. Так, окончательно аннулирован контракт на разработку месторождения в Западной Курне, заключенный с российской компанией ЛУКОЙЛ. Сделка с Китаем на разработку месторождения Аль-Ахдаб заморожена "по обоюдному согласию". Подробности о третьем контракте - с французами - пока не сообщаются. Назначенный американцами новый министр нефтяной промышленности Ирака Тамир Аббас Гадбан заявил, что иракская администрация намерена пересмотреть все довоенные соглашения в нефтяной отрасли.
Напомним, что, согласно контракту между ЛУКОЙЛом и правительством Ирака, российской нефтяной компании передавались права на разработку одного из крупнейших месторождений Ирака - Западная Курна-2. Только по предварительным оценкам запасы нефти на месторождении превышают 6 млрд. баррелей, а себестоимость добычи составляет около 5 долларов за баррель. Для сравнения уточним, что средняя себестоимость российской нефти составляет около 13-15 долларов за баррель.
Предполагалось, что разработка этого месторождения ЛУКОЙЛом принесет российской экономике более 3,5 миллиардов дополнительных инвестиций, не говоря уже о налоговых поступлениях. Если вспомнить, что в настоящее время Ирак должен России порядка 7 млрд. долларов, то, благодаря этому проекту, мы только за счет одного проекта одной российской компании могли бы вернуть себе более половины всего иракского долга.
Однако Россия в очередной раз заняла наблюдательную позицию, пустив иракский вопрос практически на самотек. Обсуждая с администрацией США необходимость учитывать такое размытое понятие, как «российские интересы в Ираке», ничего конкретного Россия никогда не оговаривала. А ведь интересы России в Ираке можно понимать по-разному. Например, для Вашингтона посчитать, что главным российским интересом в Ираке является участие в гуманитарных программах, было бы и логично, и выгодно.
Впрочем, говорить, что "игра сделана", еще рано. Собственно, сегодняшнее заявление - всего лишь традиционное для американцев приглашение к торгу, по обыкновению начинающееся с "вас здесь не стояло". На этот подтекст недвусмысленно намекнул и сам Гадбан, заявив, что в скором времени иностранные компании получат контракты на добычу иракской нефти, причем фирмы из стран, выступавших против войны, не будут оставлены за бортом.
Пока что это – лишь одно из голословных утверждений одного из представителей США в Ираке, тем не менее, нашему правительству стоило бы взять его на заметку. К тому моменту, когда Россия осознает, что просто «интересов России в Ираке» не существует, а есть конкретные проекты конкретных компаний и предприятий, которые необходимо отстаивать, вполне может статься, что никаких проектов уже не останется. У иракской нефти будет новое лицо и новый владелец, а нам только и останется, что угрожать Женевским арбитражем да ссылаться на политику двойных стандартов, пытаясь прикрыть свое неумение работать в условиях, требующих, чтобы государство наконец-то отстояло интересы своих производителей.