Когда ньюйоркцы вдруг увидели в небе самолет Boeing 777, летевший прямиком на Статую Свободы, они бросились звонить в городскую службу спасения 911, хотя в сложившейся ситуации служба спасения никого бы не спасла. Если самолет сейчас врежется, те, что не погибнут сразу, утонут в Гудзоне.
Не говоря уж обо всем остальном. А все остальное заключается в том, что второе 11 сентября было бы в каком-то смысле пострашнее первого. Оно бы превратило в ничто американскую победу в Ираке. Оно бы показало, что победа США в Афганистане – тоже ничто. Америка беззащитна перед терроризмом. Человеческие жизни и деньги налогоплательщиков выброшены на ветер. Новый мировой порядок незыблем и называется отныне просто: исламский фундаментализм. Буш был бы отправлен в отставку, и ни один конгрессмен не вступился бы за него. США, а следом за ними и весь мир, объяла бы паника. Вести победоносную войну против Сирии или Саудовской Аравии, или какой-нибудь еще страны не решился бы ни один безумец, выбранный президентом США вместо Буша. Если бы президента вообще выбрали.
Самолет резко снизился, едва не задев Статую Свободы и крыши соседних небоскребов. Потом вдруг вновь набрал высоту и скрылся из виду. Небо над Нью-Йорком осталось безоблачным и голубым. Впрочем, люди все еще волновались. Кто-то не оправился от шока, кто-то думал, что вот-вот появится новый самолет, кто-то полагал, что террористы уже контролируют все американское воздушное пространство и в последний момент они просто сменили цель, так что жертвой падет, к примеру, Капитолий. Никому не пришло в голову, что действия странного самолета придуманы режиссером, снимающим какой-то фильм.
Первое же информационное сообщение внесло ясность. Самолет и в самом деле летел из Афганистана. Он вез американских военных, возвращавшихся домой. Командир корабля и экипаж решили сделать солдатам приятное. Все-таки эти люди защищали американскую демократию и американские геополитические интересы. Рисковали своими жизнями ради того, чтобы командир корабля не беспокоился за свою жену и детей. И не только он, а все, без исключения, американские граждане. Поэтому было бы логично и правильно сделать круг почета вокруг символов Америки, столпов американского национального духа – тех самых, о которых президент Буш в своей исторической речи 11 сентября 2001 года сказал: «Можно поколебать основы любых американских зданий, но основы Америки незыблемы». Послушный опытным летчикам самолет приблизился к Статуе Свободы на максимально близкое расстояние. Приникшие к иллюминаторам солдаты имели возможность убедиться, что основы Америки и вправду незыблемы. Сделав круг, самолет снизился еще немного и подлетел к небоскребам: таким образом командир корабля намекал, что Америка все еще славна своими небоскребами и эти-то уж точно простоят столько же времени, сколько понадобилось, чтобы мезозойские ветры, крупинка за крупинкой, составили из песка те самые камни, из которых они построены.
Солдаты были на седьмом небе от счастья. Они зааплодировали. Пилоты, сдержанно улыбаясь, заложили крутой вираж, и самолет взял победный курс на аэродром.
Маленький праздник отважных американских солдат отозвался в сердцах миллионов простых американцев, бывших в те минуты на земле, а не на небе, предчувствием страшной трагедии. Каждый человек, чей родственник мог теоретически находиться хоть в каком-то самолете, испытал жуткий шок. Каждый гражданин понял, что страна находится на волосок от гибели.
Когда все прояснилось, люди вздохнули с облегчением. Потом возникла злоба. Нельзя же, в самом деле, так развлекаться. Как могли на такое пойти люди, которые переживали ужас 11 сентября вместе со всеми нами, вместе с родными и близкими погибших? Что-то странное происходит с американским сознанием, с американским патриотизмом. Сначала художник-концептуалист устанавливает на обломках WTC табличку с предупреждением: «Осторожно, низко пролетающие самолеты!», а потом эти ребята, будто с ним сговорившись, мерзко шутят над собственной страной, ее народом и президентом, будто 11 сентября было не жуткой трагедией, а голливудской комедией. Даже мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг высказался в том смысле, что авиаторы играют на нервах горожан.
Однако справедливо возмущавшиеся были не вполне справедливы. Самолет не совершил ничего противозаконного. Разрешение на небольшое отклонение от курса было им получено заблаговременно. Дало его Федеральное авиационное управление. Летчики объяснили патриотические мотивы своего маневра. И в Управлении сразу же дали добро. Конечно, и ньюйоркцы, будь они заблаговременно оповещены о добрых намерениях экипажа Boeing-a, и не думали бы возражать. Напротив, они приветствовали бы своих солдат бросаемыми в воздух чепчиками. И вместо шока народ Соединенных Штатов испытал бы нечто совершенно обратное.
Но одни испытали досаду, другие – осознав, что они натворили, - чувство вины и неловкости. Интересно, упомянет ли об этом инциденте президент Буш в своем традиционном пятничном обращении к нации? Буш ведь и сам в прошлом военный летчик. И должен понимать как солдат, так и пилотов. Но сегодня он - президент и должен понимать чувства всего американского народа. Они, конечно же, перевешивают. Это следует из базовых принципов демократии. Как, впрочем, и свобода личности, если ее проявление не вступает в противоречие с законом. А никакого противоречия с законом в авиаманевре не было.
Не было даже противоречия с национальным духом. Солдаты и пилоты сотни раз видели в родном американском кино эту панораму Статуи Свободы и Гудзона с манхэттеннскими небоскребами, снятую с высоты птичьего полета. И сердца их переполнялись гордостью. Так почему же не повторить этот прекрасный кинотрюк без кинокамеры? Ведь даже лучше получится. Но режиссер должен думать не только о съемочной группе, но и о зрителях. А 16 мая 2003 года люди на земле не знали, что смотрят аттракцион, как в кино. Отныне надо предупреждать, что кино, а что нет. Ибо 11 сентября главный концептуалист XXI века Усама бен Ладен, перепутав кино с реальностью, отменил собою и Голливуд, и то, что называется "современным искусством" напрочь. Многие, глядя тогда на летевшие к WTC лайнеры, поначалу решили, что это просто кино снимают. Но теперь американец даже не пойдет в кинотеатр на "Армагеддон" и не вставит в видеомагнитофон видеокассету, чтобы пощекотать свои нервы, заплывшие гамбургерным жиром. "Современное искусство" закончилось навсегда. А сегодня можно с облегчением вздохнуть. Как оно и положено, история повторилась дважды: один раз, как трагедия, другой раз, как фарс. Благословенное 16 мая, наконец, перекрыло 11 сентября.