На состоявшейся вчера конференции по проблемам взаимодействия малого и крупного бизнеса в топливно-энергетическом комплексе было озвучено множество критических замечаний в адрес правительства и олигархов. Как заявил первый заместитель генерального директора компании «Татойлгаз» Якуб Сахапов, при существующей господдержке малых и средних газо- и нефтедобывающих предприятий, последние редко когда живут более 1-2 лет.
По его словам, в России сложилась парадоксальная ситуация, когда малые предприятия нефтегазовой отрасли разрабатывают месторождения, в общей сложности обладающие примерно 12% запасов углеводородного сырья в России, однако их доля на рынке составляет всего порядка 9%. Как отметил Сахапов, это иллюстрирует тот дисбаланс в развитии внутреннего рынка нефти и газа, который сложился в условиях фактического отсутствия государственной защиты малых предприятий отрасли и неразвитости внутреннего рынка углеводородного сырья. Что ведет, по его мнению, к укрупнению существующих региональных монополий и "отмиранию" мелких и средних игроков на рынке. Его мнение разделили практически все участники конференции.
Видимо, в ответ на это в интервью «Газете.Ru» председатель думского комитета по энергетике, транспорту и связи Владимир Катренко раcсказал о готовящейся реформе налогообложения предприятий ТЭКа и ряде других проектов. Суть их сводится к тому, что сегодня крупные нефтяные предприятия платят в бюджет в проценте от прибыли значительно меньше, чем мелкие и средние, и эту ситуацию необходимо менять. Однако предложенные изменения выглядят парадоксально: вместо того, чтобы снизить уровень налогообложения для малых и средних предприятий, Катренко предлагает просто взимать больше с крупных компаний. Сделано это будет путем введения рентных платежей и дополнительного налога на «сверхприбыль». В общем, чтобы уж никому жизнь медом не казалась - ни большим, ни маленьким.
Все это подано под соусом поддержки малого бизнеса и приправлено красочными, но ставшими уже банальными сравнениями с США. Опыт США действительно имеет место быть. Там действительно много мелких нефтедобытчиков, которые достаточно успешно ведут свой бизнес, платя при этом немалые деньги в бюджет. Однако если разобраться поближе, заокеанский пример - наука другим, но только не нам.
Специфика российской нефтяной отрасли заключается в том, что нефти у нас – предостаточно, а вот с рынками сбыта – проблемы. После распада СССР спрос на нефть и нефтепродукты существенно упал, между тем как количество заводов и мощностей по переработке нефти сократилось незначительно. В итоге, заводы в 1995-1997 годах оказались на грани остановки из-за незагруженности. Сейчас ситуация выправляется, однако не кардинально. Реальную прибыль нефтяники получают от экспорта, но экспортных мощностей также не хватает. Вот и получается, что в столь жестких условиях выигрывает крупнейший.
Крупные компании, по большей части являющиеся собственниками нефтеперерабатывающих заводов, естественно, пытаются в первую очередь переработать свою нефть и не допускают на заводы «мелочевку». Более того, дабы не допустить резкого падения цен на нефтепродукты и скатывания нефтепереработки за грань рентабельности, они не стремятся полностью загрузить свои заводы. В результате мелкий и средний бизнес оказываются «за кормой».
Если сложившаяся схема разработки недр гигантами для России оптимальна, если малый бизнес не в состоянии эффективно конкурировать с "большими компаниями", если сегодня только у крупных есть достаточное количество средств на эффективную разработку месторождений, интенсификацию пластов, строительство коммуникаций, дорог и обводок, - то из этого вовсе не следует, что государству срочно необходимо вмешаться и спасти этот самый малый бизнес, тем более что ни такой уж он и малый. Просто в сравнении с гигантами кажется таковым.
Те, кто хочет попользоваться недрами, найдутся всегда, и лучше, если это будут крупные компании, которые вынуждены заботиться о собственном имидже и которые, во всяком случае, не буду разбавлять бензин.