Пакистан – старый, добрый враг нашей страны. В советское время он всегда был другом наших врагов (США, Великобритании, Китая) и врагом наших друзей (Индии, Афганистана). Во время афганской войны СССР и Пакистан, по сути, находились в состоянии необъявленной войны. По крайней мере, советские и пакистанские самолёты друг друга, точнее враг врага, сбивали не раз. После распада Союза ситуация изменилась очень мало. Россия в целом сохранила дружеские отношения с Индией, что не способствовало улучшению отношений с Пакистаном. Пакистанская разведка на саудовские деньги вырастила талибов, которые после захвата ими власти в Кабуле стали одной из главных внешних угроз для РФ. 7 лет Россия, Иран и Узбекистан кормили и вооружали Северный альянс, сдерживая таким образом талибскую экспансию. На территориях Пакистана и талибского Афганистана практически открыто проходили подготовку чеченские боевики. Наконец, в 1998 г. Пакистан провёл ядерные испытания, став, таким образом, первым в мире ядерным исламским государством.
После 11 сентября Пакистан под напором Америки, да и всего «мирового сообщества», вынужден был сдать талибов. При этом более 80% населения страны находится на стороне исламских фундаменталистов и люто ненавидит Штаты. Настроения толпы сдерживает армия. Она сама не очень довольна разгромом своих союзников, но президентом страны является генерал Мушарраф, пришедший к власти в результате военного переворота. Пока армия не готова идти против своего командующего. Америка очень хочет облагородить союзника по борьбе с терроризмом и придать ему облик демократа. В октябре прошлого года генерала заставили провести парламентские выборы, на которых радикальные исламисты получили свыше 20% голосов (раньше они никогда не набирали 3%), причем в Северо-Западной пограничной провинции, на которую приходится граница Пакистана с Афганистаном, они набрали 80% голосов. В последнее время в Афганистане произошла резкая активизация талибских формирований, причем пакистанская армия откровенно блокирует попытки США преследовать талибов на пакистанской территории. Вот с такой замечательной страной приходится общаться американцам, потому что без неё проведение операции в Афганистане невозможно. При этом взрыва в Пакистане можно ждать каждый день, после чего в руках талибов, бен Ладена и др. окажется ядерное оружие и средства его доставки.
По численности и уровню боевой подготовки личного состава, количеству и качеству обычных вооружений Пакистан входит в тройку сильнейших стран исламского мира (вместе с Египтом и Сирией), а наличие ядерного оружия и баллистических ракет тактического и оперативно-тактического назначения выводит его в десятку сильнейших на планете вообще. В сухопутных войсках численностью 550 тыс. чел. насчитывается 19 пехотных и 2 бронетанковые дивизии, 38 бригад. Имеются северокорейские и китайские тактические ракеты, а также ракеты «Гхори» собственного производства, способные нести ядерную БЧ на дальность 1,5-2 тыс. км. Из почти 2,5 тыс. танков наиболее современными являются 320 Т-80УД, закупленных на Украине, и 200 китайских Туре 85, вооруженных нашей 125-мм пушкой. На вооружении сухопутных войск состоит почти 1,5 тыс. ПЗРК (американские “Ред Ай” и “Стингер”, шведские RBS-70, а также “Анза” собственного производства), 20 ударных вертолетов АН-1 “Кобра”.
Наиболее современными самолетами ВВС Пакистана остаются 32 F-16, закупленных в США еще в начале 80-х. Остальные 330 боевых самолетов – это гораздо более старые французские «Миражи-3 и -5», а также китайские J-6 (копия МиГ-19), J-7 (копия МиГ-21) и Q-5 (штурмовик китайской разработки на базе J-6). Основу наземной ПВО составляют 120 французских ЗРК “Кроталь”.
Основной ударной силой пакистанского флота являются подлодки французских типов «Дафнэ» и «Агоста». Лодки типа «Агоста» являются вполне современными, сейчас их у Пакистана 4, в следующем году на вооружение поступит пятая. ПЛ типа «Дафнэ» введены в строй в начале 70-х, при этом головная из них, «Хангор», на сегодняшний день является единственной в мире действующей ПЛ, имеющей на своём счету боевой успех – индийский фрегат «Хукри», потопленный ею 9 декабря 1971 г. Кроме того, в составе ВМС имеются 8 фрегатов английской постройки, 5 китайских ракетных катеров. ВМС сильный, по меркам исламского мира, но существенно слабее индийского, не говоря уже об американском. Впрочем, «Агосты» будут проблемой даже для ВМС США.
Население Пакистана на сегодняшний день составляет 147 млн. чел., т.е. уже превысило население России. Мобилизационный резерв составляет почти 22 млн. чел. В случае прихода к власти в этой стране радикальных исламистов единственным способом остановить Пакистан будет массированный ядерный удар по нему. Надо сказать, что вероятность подобного развития событий очень велика.
9 апреля, в день взятия американскими войсками Багдада, министр иностранных дел Индии заявил, что его страна оставляет за собой право нанести превентивный удар по Пакистану, поскольку эта страна поддерживает террористов. Последнее является чистой правдой, однако в последнее время никаких антииндийских террористических проявлений замечено не было. Видимо, Индия просто зондирует почву. Если бы она этот самый удар нанесла, всерьез возражать бы не стали ни Вашингтон, ни Москва. Проблема в том, что ядерная война между Индией и Пакистаном, учитывая высокую плотность населения и промышленных объектов, низкий уровень развития медицины в обеих странах, привела бы к гибели нескольких сотен миллионов человек. Пакистан бы прекратил своё существование, но и от Индии мало что осталось бы. Готова ли Индия рискнуть и попытаться первым ударом обезоружить противника? И что лучше для человечества: локальный Апокалипсис или ядерная ракета у бен Ладена, ведущая к глобальному Апокалипсису?