Сегодня в ходе совместной пресс-конференции главы двух гигантов отечественной нефтяной индустрии, ЮКОСа и ''Сибнефти'', объявили о слиянии своих компаний. ЮКОС купит 20% акций ''Сибнефти'' за 3 млрд. долларов, говорится в совместном заявлении компаний. Цена сделки составила, таким образом, 3,16 долларов за акцию, тогда как рыночная цена составляет 2,6 доллара. Аналитики высказываются однозначно - ЮКОС существенно переплатил за ''Сибнефть''. К примеру, аналитическая группа "Финанс-Аналитик" утверждает, что переплатили, как минимум, 10%.
Рынок задается вопросом: зачем ЮКОСу понадобилось покупать одну из самых дорогих российских компаний в период резкого роста цен, да еще и по цене значительно выше рыночной? Ряд обозревателей склоняется к мысли, что суммарный экономический эффект от слияния с лихвой покроит затраты на покупку. Многие уже предрекают победный рост котировок акций объединенной компании. Однако реальное рассмотрение вопроса заставляет смотреть на это весьма скептически.
Результатом слияния станет образование компании, рыночная капитализация которой превысит 35 миллиардов долларов. Суммарные запасы (с учетом "Славнефти") составят 19,4 миллиарда баррелей нефтегазового эквивалента, по данным оценки в конце 2001 года, проведенной в соответствии с методикой SPE. Компания будет добывать 2,16 миллиона баррелей нефти в день, выйдя, таким образом, на пятое- шестое место в мире. Однако все эти радостные цифры сами по себе экономического эффекта не сулят.
Обе компании работают на рынке с высокой эффективностью, что доказывают показатели их инвестиционной привлекательности (табл. 1), поэтому, с точки зрения менеджмента, существенного синэргического эффекта слияние не принесет. То же можно сказать и о примерно равных показателях технико-экономической эффективности работы компаний. Следовательно, говорить о том, что ЮКОС, покупая ''Сибнефть'' значительно дороже ее реальной стоимости, рассчитывает, существенно улучшив ее работу и снизив себестоимость добычи, получить свои бонусы – не приходится. Единственная реальная выгода – сокращение управленческого аппарата обеих компаний и возможная распродажа непрофильных активов ''Сибнефти'' - существенного «приварка» тоже не даст. Возникает резонный вопрос: если экономическая целесообразность весьма не велика, что может стоять за этим слиянием?
Таблица 1. Показатели инвестиционной привлекательности предприятий
Вероятнее всего, все дело в том, что за последние два-три года структура российской нефтяной отрасли существенно изменилась. Благоприятная нефтяная конъюнктура последних двух-трех лет позволила лидерам нефтяной отрасли накопить немалый финансовый резерв, существование которого в критическую минуту неизбежно должно было привести к череде слияний и поглощений. Тот же ЮКОС неоднократно утверждал, что в последние несколько лет «откладывает» по 3-4 миллиарда долларов в год, намереваясь в дальнейшем вложить их в стратегически важные проекты. И вот, похоже, «стратегический» проект найден. Однако почему именно сейчас, именно в то время, когда цены завышены и покупка наименее целесообразна?
Для возможного ответа на этот вопрос стоит присмотреться к событиям, происшедшим в ТЭК в последние несколько месяцев. Они убедительно доказали, что российский ТЭК – весьма перспективный, с точки зрения иностранных инвестиций, сектор экономики. ЮКОСу так и не удалось окончательно разобраться с СРП, более того, ТНК заявила о грядущем слиянии с British Petroleum. В итоге, за последние полгода на российском рынке иностранный капитал существенно улучшил свои позиции. Настолько существенно, что с приходом ВР (а вместе с ней и 12-15 миллиардов долларов) на российские рынки борьба пошла не на жизнь, а на смерть. Ни одна отдельно взятая российская компания не могла бы конкурировать с ВР, с точки зрения реализации заманчивых крупномасштабных проектов, таким образом, им пришлось бы либо уступать, либо кооперироваться с ВР и между собой. Все это в перспективе привело бы только к усилению позиций иностранного капитала в России. Слияние же дает ЮКОСу и ''Сибнефти'' шанс остаться на рынке в качестве полноправного, независимого и конкурентоспособного объединения.
Возникает вопрос: почему именно ''Сибнефть'', и каковы будут приоритетные направления деятельности объединенной компании. Дело в том, что у ЮКОСа с ''Сибнефтью'' практически всегда наблюдалась общность интересов. Эти две компании всегда стремились выйти на азиатский рынок через Китай, они же активно приобретали лицензии на разработку месторождений Восточной Сибири. В результате, после слияния объединенная компания становится фактически монополистом, с точки зрения этих двух направлений. В Восточной Сибири конкуренцию ей может составить разве что Газпром. Помимо прочего, и ЮКОСу, и ''Сибнефти'', имеющим достаточный административный ресурс, слияние на руку и по политическим соображениям, ибо в условиях, когда компания станет мировым гигантом, существенно обогнав все иные российские компании, административный ресурс и «вес» компании можно будет сравнить разве что с тем же Газпромом.
Однако экономического эффекта от слияния ждать придется еще очень долго. Даже при условии, что объединенному холдингу практически никто не сможет составить конкуренции, реализация основных глобальных проектов потребует немалого количества времени: трубопровод в Китай, в лучшем случае, будет построен не ранее 2005 года, а крупномасштабная и эффективная разработка месторождений Восточной Сибири (с постройкой всех не существующих на сегодняшний день коммуникаций, прокладкой трубопроводов, и т.п.) – и того позже.
Хуже всего придется мелким компаниям. Появление на рынке столь крупных объединений мгновенно создаст неравные конкурентные условия, что неминуемо приведет к новой череде объединений, слияний и скупок. Уже сейчас аналитики предполагают, что следующий в очереди – ''Сургутнефтегаз''. Потом дойдет дело и до ''Татнефти'', ''Башнефти'' и других. Однако, по всей видимости, слишком скоро ждать очередных «сделок» века, по крайней мере, со стороны ЮКОСа, не приходится. Подорванные слиянием финансовые возможности компании еще предстоит укреплять. Но все это – впереди.