Сегодня Генпрокуратура возбудила уголовное дело в отношении И.Голембиовского, бывшего главного редактора газеты «Новые Известия», и его заместителя С.Агафонова. Поводом для возбуждения дела стал иск главного акционера издания Олега Митволя, обвинившего отставленную редакцию в жульничестве с оборудованием и изготовлении поддельных векселей. Митволь, в частности, утверждает, что редакция продала некой фирме «Технолизинг» свои редакционные компьютеры за $350 000 и тут же взяла их у этой же фирмы в лизинг за $1,35 млн. Кроме того, по его же словам, некое ООО «Стапелия» выкупило долги «Новых Известий» на общую сумму в 26 млн. руб. и теперь пытается взыскать их с редакции – причём некоторые векселя, по словам Митволя, - фальшивые.
«Новые Известия» - уникальное издание, этакий «летучий голландец» информационного рынка. Газету почти нигде нельзя купить, она распространялась в количестве едва ли не меньшем заводской многотиражки, однако при этом у неё всегда был один из самых высоких «индексов цитирования». Почти всегда материалы газеты попадали в какие-либо ежедневные теле- и радиообзоры СМИ, на них ссылались западные издания, их регулярно упоминали в передачах телеаналитики, а обозреватели «НИ» были завсегдатаями различных ток-шоу.
При этом судьба издания-фантома с самого начала была неотделима от скандалов. Газета возникла после того, как акционеры «старых» «Известий» выгнали команду Голембиовского, а известный правдолюбец Б.А.Березовский решил сделать в пику «старым» «Известиям» «новые». Первые месяцы своего существования издание-двойник отчаянно судилось со своим «оригиналом» за торговую марку. Потом – с различными структурами, на которые она «наезжала» в своих публикациях. И, наконец, как только о ней более-менее забыли, разразился нынешний конфликт между Митволем и Голембиовским. Конфликт, о перипетиях которого можно узнать практически в любом издании… кроме, разумеется, самих «Новых Известий»: газета закрыта и не выходит вот уже третий месяц.
Комментарии к скандалу, как водится, у всех самые разные: от совершенно уже фарсовой, в данном случае, антитезы «спор хозяйствующих субъектов versus борьба за свободу слова» и до сложных предвыборных раскладов. Ни одно из этих клише, однако, не имеет с реальностью ничего общего. То, что сегодня произошло с «Новыми Известиями», – закономерный конец одного из весьма специфических бизнесов, который в целом описывается схемой «делать газету без газеты». Говоря в привычной нынешнему владельцу издания г-ну Митволю терминологии, бабло зашибали по-старинке: на сливах и откатах. При этом схема по-прежнему работала, даже в последние годы, исключительно из-за проведённой Митволем некоторой небесполезной её модернизации.
Дело в том, что большинство сегодняшних СМИ, после того, как заломали Гусинского, стали уже откровенно трусливы по части проворачивания схемы «наезд-откат». Но одно дело – напечатать какую-нибудь гадость самим, а иное – со ссылкой на какое-нибудь другое известное издание. Именно для этого и использовалась газета-фантом: в неё организовывался слив, а уже потом, после публикации, перепечатывался в других изданиях, со ссылкой на «Новые Известия». То есть в сегодняшней ситуации, когда, в отличие от недавних лет, за собственный базар уже вроде как приходится отвечать, «летучий голландец» Митволя и Голембиовского использовался в качестве этакого посредника-громоотвода для остальных. Понятно, такого рода услуги имели вполне фиксированную таксу, которая худо-бедно окупала трижды убыточную редакцию.
Как нетрудно догадаться, пребывание в должности коллективного зицпредседателя Фунта не может быть вечным. Собственно, немалая часть долгов редакции из той самой суммы в 26 млн.руб. – это как раз и есть требования компенсации по искам о защите чести и достоинства, которые никто, естественно, не собирается выплачивать. Уволив редакцию и списав на неё весь этот «пассив», Митволь фактически, как и подобает достойному наследнику Остапа И. Бендера, «закрывает лавочку» без всяких потерь для себя.
О том, что это рано или поздно случится, медиатусовка знала довольно давно. Уже в прошлом году Митволь ходил по различным московским редакциям, предлагая свои услуги в качестве генерального менеджера издания и рассказывая инвесторам о неком известном ему чудодейственном секрете, способном превратить убыточное издание в прибыльный проект. В пример он, что не удивительно, приводил свои «Новые Известия». Поэтому тот факт, что с редакцией этой газеты Митволь решил расстаться, может свидетельствовать только о том, что он, скорее всего, нашёл таких инвесторов.
Столь подробно описывать все эти особенности медиабизнеса а-ля «Новые Известия», может, и не следовало бы. Однако они, к сожалению, косвенно свидетельствуют об одном очень важном обстоятельстве. А именно – о том, что реального рынка общественно-политических масс-медиа в России в самом деле нет. И ведь, что удивительно, дело отнюдь не в кремлёвском режиме, растоптавшем последние остатки свободы слова. А в отсутствии действительно массового платежеспособного спроса на журналистский труд со стороны потребителей, т.е. читательской аудитории. Все, без исключения, «серьёзные» газеты – малотиражны и убыточны. Реклама и даже «джинса» в них – в лучшем случае, средство снижения издержек, но никак не возможность заработать денег. Поэтому сегодня их единственная возможность выжить – стать медиа влияния, т.е. поступить на содержание к какой-нибудь бизнес-группе, желающей конвертировать деньги в некий общественный вес. Но даже и это доступно очень немногим – узок их круг. И он всё время сужается – по мере того, как олигархи находят другие способы договариваться с властью, помимо наездов на неё через подручные СМИ. Поэтому всё, что остаётся остальным, – это либо пытаться «сезонно» подзаработать на выборах, да так, чтобы хватило и на межвыборный период тоже, либо изобретать всякие схемы, как у Митволя.
Проблема не во власти. Проблема – в отсутствии на данный момент потребителя, готового платить за объективную информацию ту цену, которой она стоит, и предпочитающего лично фильтровать фуфло, получаемое бесплатно или почти бесплатно. Отсутствие спроса рождает отсутствие предложения: на сегодняшний день из изданий, принципиально заточенных под зарабатывание денег только, или главным образом, за счёт реализации тиража, существуют одни только разноцветные таблоиды с анекдотами, кроссвордами, инопланетянами и голыми девками.
Митволь, говорят, собирается с мая возобновить выпуск «Новых Известий» - уже с другим главным редактором. Инвестора под газету уже нашли: это группа «Альянс» во главе с Мусой Бажаевым, братом экс-главы «Транснефти» Зии Бажаева, погибшего в одном самолёте с Артёмом Боровиком. Что ж, как говорится, Аллах им в помощь.