Две недели не утихает скандал, спровоцированный бурным проявлением заботы московским мэром об абонентах мобильной связи. Обычно спокойный и уравновешенный сотовый рынок, участники которого стараются вести дела "по-западному", руководствуясь европейскими бизнес-стандартами, стал похож на растревоженный муравейник. Флагман российской hi tech индустрии оказался под огнем тяжелой артиллерии российской политики. Ну, во всяком случае, артиллерист так себя видит.
В прошлом месяце ответственные сотрудники доложили Юрию Михайловичу, что жителей города Москвы ежедневно терроризируют мобильные операторы. Регулярно обрывают телефонные разговоры, умышленно оставляют зоны, где их дорогая связь не действует, а там, где она вроде бы функционирует, по свидетельствам абонентов, часто невозможно дозвониться из-за перегрузки сети. Понятное дело, злостные сотовики экономят на оборудовании, стремясь к сверхприбылям. Очевидно, что, кроме родного мэра, за москвичей заступиться некому.
Градоначальник был настолько возмущен беспределом, который творят сотовые компании на вверенной ему территории, что публично обвинил их в несоблюдении лицензионных требований. И потребовал от своих подчиненных срочно навести порядок. И понеслось. Обвинение, брошенное мэром, угрожает самим основам деятельности мобильных операторов. Не соблюдаешь лицензионные условия – отзовем лицензию, и адью.
Забота мэра о своих гражданах вызывает симпатию. Однако, компетентность и полномочия сотрудников городской администрации в области регулирования сотовой связи настолько же велики, как и в области, например, утилизации ОЯТ. Московская мэрия имеет свое мнение по большинству общественно-значимых вопросов, и нам не привыкать к экстравагантным инициативам столичного градоначальника. Но предложить построить мост с материка на Крымский полуостров, с окупаемостью проекта чуть меньше ста лет, – это одно, а «наехать» на процветающий бизнес, с оборотом в несколько миллиардов долларов, – это совсем другое. Крупнейшие сотовые компании – МТС, Вымпелком – элита отечественного бизнес-сообщества, с точки зрения прозрачности операций и внутрикорпоративных стандартов. Именно они наиболее болезненно реагируют на любой негатив, появляющийся в СМИ. Компании прошли листинг на американских биржах, выпустили ADR и евробонды, имеют иностранных акционеров всех размеров и, в силу своей публичности и жестких правил регулирования американского фондового рынка, очень чувствительны к любым заявлениям конкурентов, и уж, тем более, политических деятелей.
После выступлений московского руководителя и сами компании, и финансовые аналитики в очередной раз убедились в том, что даже самый «продвинутый» бизнес в России по-прежнему подвержен значительным внешним рискам. А значит, инвесторы и дальше будут требовать дополнительную премию за «Россию». Если регулировать профессиональную деятельность пытаются все, кому не лень, если представительная комиссия делает выводы на основании репрезентативной выборки величиной в 178 (!) жалоб, грех не потребовать дополнительную премию при покупке акций или евробондов. И здесь уже не так важны причины, спровоцировавшие скандал. Было ли это желание помочь родственной компании (МТС) в борьбе с конкурентом, ведь на Вымпелком комиссия набрала больше всего жалоб – 89. Был ли это нервный срыв уважаемого мэра, в связи с невозможностью навести порядок на любимом направлении – градостроительном (давно ходят слухи, что первому лицу, мол, не все подконтрольно, даже собственного зама снять не может), или очередное весеннее обострение, поразившее московскую администрацию, не суть важно. Дальнейшее развитие событий ответит на этот, по большому счету, праздный вопрос. Стабильности нет, это главное. И это вдвойне обидно, потому что мобильная отрасль – наш практически единственный козырь на газово-нефтяном фоне.
Надо сказать, что морозная весна была отмечена, помимо выступлений мэра, и другими значимыми событиями в мобильном мире, подтверждающими динамичное развитие отрасли. В нормальной ситуации эти новости привлекли бы большее внимание экспертов.
Седьмого марта крупнейший оператор России, а также Восточной и Центральной Европы, - компания "Мобильные ТелеСистемы" объявила о том, что она стала владельцем контрольного пакета "Украинской Мобильной Связи". МТС заплатила $194.2 млн. и получила 57.7% лидера украинского рынка, обслуживающего более полутора миллиона абонентов. Также были заключены опционы, при реализации которых МТС получит оставшиеся 42.3% украинской компании. Российские операторы, в первую очередь, как раз МТС, уже не раз декларировали намерение стать глобальными компаниями, получив существенную долю на рынках бывшей социалистической Европы и даже Индии. Приобретение, сразу выводящее на лидирующие позиции в стране с 50-миллионным населением, - важный шаг в деле глобализации.
В последних числах марта одновременно с административными разборками Вымпелком опубликовал финансовые результаты за прошлый год. Данные четвертого квартала несколько разочаровали аналитиков (ждали еще более высоких показателей), но в целом 2002 г. стал самым успешным для компании за последние 5 лет. Чистая прибыль – $129.6 млн., в 2.7 раза больше, чем в 2001 г.
2 апреля еще одна триумфальная новость от Мобильных ТелеСистем. Компания объявила о приобретении контрольного пакета акций крупнейшего сотового оператора Татарстана – ОАО «ТАИФ-ТЕЛКОМ». Схема та же, что и на Украине: сразу контрольный пакет плюс опционы на оставшиеся акции. Контроль в Татарстане обошелся МТС в $61 млн. Успешное завершение многолетних переговоров с неуступчивыми татарскими коллегами позволило МТС в один момент занять первое место среди операторов, работающих в неприступном Татарстане. И нужна такой компании неуклюжая поддержка.
Позитива - море, а все рассуждают исключительно о «наездах» на Вымпелком. Дескать, трудно ему без махровой поддержки на высшем уровне. То Мегафон наседает со своим земляком Рейманом, то теперь МТС - с лучшим мэром страны. Все течет и ничего не меняется.