После выхода американских войск к Багдаду и падения Басры и Кербелы под контролем Хусейна остаются только северо-восточные и часть северных районов страны; единственной стратегической магистралью в распоряжении иракцев является теперь шоссе Багдад - Тикрит – Мосул, которое, впрочем, перерезано около самого Багдада. Находящиеся на севере иракские войска (1-й и 5-й корпуса, включающие по 1 механизированной и 3 пехотные дивизии каждый) частично связаны боями против курдов и американских десантников. Ввиду малочисленности последних значительная часть иракской группировки может быть брошена по этому шоссе на помощь Багдаду. Однако в этом случае войска подставляются под удары авиации союзников, а на подступах к городу встретятся с блокирующими столицу войсками. Кроме того, если север будет сдан, то, по сути, у иракцев останется только Багдад, оборона которого в такой ситуации утратит всякий смысл. Как и предполагалось до начала войны, значение Багдада является абсолютным, поэтому поход к нему нейтрализует большую часть иракских вооруженных сил, в т.ч. тех, которые вообще не вступили в бой.
Очевидно, что хоть сколько-нибудь серьезной паузы перед штурмом иракской столицы американцы делать не будут, несмотря на большое утомление наступающих войск. Скорость является главным фактором всей кампании, которая в целом идет пока весьма успешно, и терять темп союзникам нельзя. Тем более, что ослабление сопротивления иракцев в их тылу освобождает значительное количество войск, а захват багдадского аэропорта во многом снимает проблему растянутых и плохо защищенных коммуникаций.
Лихой рейд субботний почти до центра города, стоивший американцам не менее 3 “Абрамсов”, и его сегодняшнее повторение чем-то напоминают новогодний штурм Грозного в 1995 г. Впрочем, вся иракская кампания американцев имеет определенное сходство с грачевским “одним полком за 2 часа”. Вряд ли, однако, янки будут штурмовать город танками, видимо это была разведка боем и психическая атака одновременно. Скорее всего, они будут действовать правильно, т.е. занимать город пехотой, дом за домом, квартал за кварталом. Танки могут использоваться из глубины своих боевых порядков, располагаясь в тех зонах, которые уверенно контролируются своей пехотой. Иначе можно получить гранату из РПГ или ракету из ПТРК сверху, сбоку, сзади, причем в упор. Или даже из-за угла может выехать Т-72 и тоже выстрелить в упор, причем не в лоб, а в борт или корму. Лоб у “Абрамса” защищен прекрасно, а все остальные проекции — весьма посредственно.
Можно заметить, что в 1995 г. Россия потеряла при штурме Грозного более 60 танков, в 2000 г. — 1. То есть правильное использование машин кардинально меняет ситуацию.
Ценность танков в городском бою ограничена не только из-за уязвимости, но и из-за слишком малого угла максимального возвышения пушки (у “Абрамса” это 20 градусов). Таким образом, их целями становятся бронетехника и артиллерия противника, а также огневые точки на нижних этажах зданий. Стрелять по верхним этажам и крышам танки не способны. Поэтому возможно применение американцами САУ М109 (калибр пушки 155 мм, углы ее снижения/возвышения -3/75), ЗСУ М163 (блок из 6 стволов по 20 мм, -5/80), БМП М2 “Брэдли” и созданная на ее базе БРМ М3 (25 мм, -10/60). Существенным недостатком всех этих машин является то, что их броня, в отличие от танковой, защищает лишь от огня стрелкового оружия, а наводчик и пушка ЗСУ М163 не защищены вообще ни от чего. Поэтому и они смогут действовать лишь под прикрытием своей пехоты, да еще и после подавления вражеской артиллерии, в т.ч. и минометов.
Вертолеты могут оказывать войскам огневую поддержку и осуществлять “вертикальный охват”, высаживая десанты в тылу противника на подходящие для этого площадки, включая крыши зданий. Однако действовать им придется на предельно малых высотах, в условиях ограниченной видимости, при этом уязвимость их от огня ПЗРК, зенитной артиллерии, крупнокалиберных пулеметов и даже автоматов и РПГ будет очень высокой. Следует учитывать, что сбитый вертолет с десантом на борту убивает сразу до 15 человек, если это UH-60, и до 40, если это СН-53. Применение самолетов чрезвычайно проблематично, особенно вблизи линии соприкосновения войск (в городском бою эта линия имеет очень причудливую форму). В ровной, как стол, пустыне, при хорошей видимости, американская авиация уже перебила довольно много своих. В городе она может помочь иракцам еще больше.
Оборонять город намного легче, чем штурмовать. Поскольку бои будут заведомо вестись на коротких дистанциях, иракские танки, причем не только Т-72, но даже Т-62, получают возможность бить “Абрамсы”, а уж любая другая американская техника обречена в ту секунду, когда ее увидят иракские танкисты. Бойцы Хусейна будут пользоваться гораздо лучшим знанием города, поэтому получают возможность как горизонтального, так и вертикального (от крыш до подземных коммуникаций) маневра. Гражданское население также будет принимать участие в боях, поэтому через некоторое время американцы в целях профилактики начнут стрелять по всему, что движется. Интересно, будут ли нам и после этого говорить о непропорциональном применении силы в Чечне?
Если сопротивление иракцев останется на нынешнем уровне, штурм займёт не менее 2 недель и будет стоить союзникам как минимум 500 убитых. Впрочем, при энергичном и правильном наступлении, которое союзники имеют возможность вести одновременно с нескольких направлений, иракцы могут начать сдаваться. В конце концов, война очевидно ими проиграна, при этом проиграна очень достойно. С другой стороны, в апреле 1945 г. исход войны тоже был ясен абсолютно всем, однако немцы дрались до последнего.
Война в Ираке: что происходит. Комментарии GlobalRus
04.04.2003 Комментарии: Александр Храмчихин. Будни войны: что происходит
03.04.2003 Комментарии: Александр Храмчихин. Две недели войны: что происходит
31.03.2003 Комментарии: Александр Храмчихин. Всесильной Америке не хватает сил
28.03.2003 Комментарии: Александр Храмчихин. Неделя войны прошла: что происходит
26.03.2003 Комментарии: Александр Храмчихин. Багдад могут взять чужими руками
24.03.2003 Комментарии: Александр Храмчихин. Первые дни войны: что происходит