Главе Исламского центрального духовного управления мусульман Святой Руси Талгату Таджуддину, судя по всему, теперь не выдадут американской визы. Это, конечно, хорошо, но мало. Если бы после объявления Талгатом Таджуддином джихада Америке по CNN немедленно выступил Буш со встречным объявлением, что Талгат Таджуддин отныне является в США персоной нон-грата, лидеру мусульман Святой Руси было бы куда приятнее и полезнее. Персона нон-грата – это громко и красиво звучит, а отказ в выдаче визы, во-первых, унизителен, во-вторых, не публичен. Об этом узнают только сам Талгат Таджуддин и сотрудник консульского отдела посольства США в Москве. Даже мистер Вершбоу ничего может не знать о том, что Талгату Таджуддину не дали визы. Это совершенно исключает ситуацию, в которой Америка объявляет на весь мир, что не даст Талгату Таджуддину визы. Потому что в этом случае Талгат Таджуддин получает карт-бланш, бежит на Аль-Джазиру и не вылезает оттуда, говоря: «Ну и поцелуйтесь с вашей визой, она мне сто лет не нужна, как и вся ваша Америка!» Буш с Вершбоу оказываются в глупом положении.
Но они не хотят попадать в глупое положение. Вместо них в глупое положение попадает святорусский аятолла, решивший объявить джихад целому государству силами одного из двух центральных управлений мусульман России. В ответ американская пропаганда и Белый дом, скорее всего, нарочно сделают вид, что не заметили джихада Талгата Таджуддина. Нет никакого Талгата Таджуддина, слишком мелок он для Соединенных Штатов Америки – единственной в мире супердержавы, которая способна поставить на место любое государство, если в том возникнет необходимость. Да что там Белый дом. Администрация президента Путина и сам президент сделают все, чтобы сделать вид, что даже они этого не заметили. «Какой такой Таджуддин-маджуддин?».
Может быть, заявление Таджуддина было сделано в расчете на исламский мир? Чтобы в песчаных степях аравийской земли возрадовались и отвалили Талгату Таджуддину спонсорской помощи. Возможно, и так, но из этого следует только один вывод: материальное благополучие исламского центрального духовного управления мусульман Святой Руси из рук вон плохое, и отваленная помощь целиком уйдет на поправку этого положения, а вовсе не на те благие цели, которые декларирует Таджуддин: «Мы будем образовывать фонд из пожертвований, и на эти деньги будем закупать оружие для борьбы против Америки и продовольствие для народа Ирака». Но обманывать братьев по вере нехорошо. Во-первых, это нехорошо, в принципе. Во-вторых, это нехорошо потому, что когда комбинация раскроется, к комбинатору будут применены самые суровые меры, в изобилии прописанные в шариатском праве. Вряд ли осторожный Талгат Таджуддин столь сильно рисковал бы собственным положением из-за недостойной американской администрации.
По всему выходит, что главным адресатом рекламы про джихад был второй главный российский муфтий, называемый чуточку иначе: глава духовного управления мусульман европейской части России Равиль Гайнутдин. По его реакции на слова коллеги стало ясно, как день: Таджуддин и Гайнутдин окончательно рассорились. Может быть, подеремся? – спросил Траляля. - Неплохая идея, - ответил Труляля.
Противостояние назревало давно. Самому расколу среди российских мусульман уже лет пятнадцать, но до последнего времени он был каким-то вялотекущим – никто, кроме озабоченных евразийцев, на него не обращал внимания. Однако за несколько недель до таджуддинского джихада Гайнутдин дал пространное интервью газете «Газета», в коем обвинил Таджуддина в ваххабизме и нелегитимности. Получалось, что духовное управление Таджуддина не духовное и даже не управление, так как управлять ему некем, кроме самого себя, но, судя по последним его высказываниям, он и с этим плохо справляется. В то время как «мы стремимся к целостности страны и единству российской уммы». На страницах газеты «Газета» Таджуддин предстал раскольником и опасным для общества и ислама человеком.
Справедливости ради, надо отметить, что Таджуддин на интервью Гайнутдина никак отвечать не стал. Во-первых, какой такой Гайнутдин, когда есть Буш? Во-вторых, до Гайнутдина Таджуддин первым дал интервью газете «Газета», в котором организация Гайнутдина называлась «так называемым Советом муфтиев России», а сам он был обвинен в тех же смертных грехах, в коих в своем интервью обвинил впоследствии Таджуддина. При этом оба муфтия одинаково рьяно рассуждали о мире в Чечне и путях его достижения, предлагая каждый свой ислам в качестве панацеи от всех и всяческих бед.
При таком бэкграунде неудивительно, что, когда один из управителей объявил джихад Америке, другой этому воспротивился. «Достаточно того, – сказал Гайнутдин, – что джихад Америке объявил иракский лидер Саддам Хусейн». То ли он хотел сказать, что этого и в самом деле вполне достаточно, мол, иракские правоверные справятся и без помощи Исламского центрального духовного управления мусульман Святой Руси, то ли – что Саддам Хусейн не достоин объявлять джихад как светский правитель, утопляющий муфтиев в серной и соляной кислотах, а если Талгат Таджуддин хочет походить на такого недостойного, то туда ему и дорога. В любом случае получилось, что джихад – священная война – объявлен Таджуддином Гайнутдину и Гайнутдином Таджуддину. Вот, собственно, и все.
Так что неверно думают те, кто думает, будто война в Ираке расколола только Европу. Она явственно показала наличие раскола среди исламских лидеров. Причем исламские лидеры раскололись вовсе не на почве религиозных разногласий, а по куда более прозаическому поводу. И один, и другой равно заинтересованы как в благосклонности российских властей, так и в больших арабских деньгах. Просто Гайнутдин и Таджуддин решили достигнуть одной и той же цели разными методами. Таджуддин решил всех напугать, кроме саудовских спонсоров, и получить благосклонность и вспомоществование как тех, так и других – саудовских спонсоров априори, российских властей – из страха и желания унять. Гайнутдин же решил, что пусть первый транш будет от государства – в благодарность за идеологическую неколебимость, а второй – от аравийских пустынь – в качестве аванса за грядущий союз. Таджуддин старается представить свою позицию как вызывающую благосклонность властей и широкой мусульманской общественности, Гайнутдин – повторить позицию властей, но так, чтобы она звучала как выражение чаяний широкой мусульманской общественности. При этом и тот, и другой претендуют на статус главного придворного и государственного мусульманина РФ. Главным образом для того, чтобы как власти, так и пустынные спонсоры имели дело лишь с одним, единственно духовным мусульманским управлением.