День дурака правительственная комиссия, отвечающая за оптимизацию госрасходов, отпраздновала подведением итогов. Проработала комиссия два месяца. Ключевые решения:
1. Отвести полтора года на разработку методики оплаты труда госслужащих в зависимости от эффективности их функций.
2. Выделить два года (для начала) на инвентаризацию занимаемых министерствами и ведомствами площадей.
3. Просить правительство продлить сроки работы комиссии.
Эти эпохальные решения озвучил министр финансов А. Кудрин, брошенный премьером на амбразуру.
Ни одна другая реформа не вызывает столь мало оптимизма, как административная. Реструктуризация госаппарата, радикальное уменьшение бюджетного сектора в экономике издавна принадлежат к VIP-зоне рецептов процветания. Есть еще одна тема, навевающая уныние – судебная, но она жестко связана с властной системой, так что, по сути, судебная реформа является составной частью административных, государственных преобразований.
Пойти на смертный бой с многоголовой гидрой бюрократизма предлагают в унисон иностранные и отечественные консультанты. Эти благие пожелания до сих пор оставались сотрясением воздуха. За восемнадцать лет строительства капитализма госаппарат лишь укрепил свои позиции. С легкой ностальгией вспоминаются времена, когда звучали клятвенные обещания Бориса Николаевича отнять все привилегии у аппаратчиков, министров выгнать с подмосковных дач, научить их ездить на метро и т.п. Многие даже верили. В последние годы такие благоглупости уже не звучат в эфире. Народ стал опытнее и циничнее, и новым обещаниям - заставить чиновников жить как все и не брать на карман - не поверит совсем. Нет, ну разве можно равнять Россию, например, с Финляндией, и нашего Касьянова с их премьером? Пусть тот и дальше сам ездит за продуктами на рынок. На велосипеде и без охраны. Мне было бы за нашего Михал Михалыча даже обидно. У него такой солидный имидж, что на рынок - и без охраны… Не стоит.
Отвлечемся от персоналий. Признаемся честно: бороться с самим собой, пытаясь исправить собственные дурные черты, – что может быть тяжелее? Ничего. А чем правительство и вся государственная машина в целом лучше нас? Ну вот. То-то же. Неча на зеркало, то бишь на правительство, пенять. А как же иначе? У них дети, внуки, собственная старость не за горами. Если зрелость, так тем более - сил и желания на мир посмотреть, да себя показать еще больше. Да и ротация, знаете ли. Всем же охота порулить. Так что тасуют периодически, руководствуясь чувством социальной справедливости. Зарплата, даже у федерального министра, сами знаете, меньше, чем у продавца в салоне мобильной связи. Про пенсию и говорить нечего. Бессребреники еще попадаются, но, как и во все времена, их единицы. Правда, в истории бывало, что в особое, переломное время появлялась целая группа единомышленников, борцов за идею, а не за денежные знаки. И им удавалось мирным путем провести необходимые преобразования в стране.
У нас, за все годы Перехода, "чуда на высшем уровне" не произошло. Остается два варианта. Или сильнейшая политическая воля, непонятно откуда и непонятно у кого взявшаяся. Или поручение одной части аппарата урезать другую, с одновременным обещанием отпилить по результатам работы часть наследства неудачливого родственника.
Предложенное комиссией Кудрина сокращение бюджетных расходов в следующем году, на общую сумму миллиард долларов, в пять раз меньше, чем нужно для дальнейшего проведения налоговой реформы. По словам самого министра финансов, только уменьшение гособязательств в размере одного процента ВВП может стать для него и всего правительства основанием для новых серьезных шагов по уменьшению налогового бремени. Пока А. Кудрин нашел две десятых. Обещает поискать еще. В общем, дело идет туго. Предложения Минэкономразвития, входящего в комиссию, наиболее интересные: резкое сокращение числа министерств и ведомств, с одновременным сокращением функций органов исполнительной власти, которым разрешат остаться; радикальное изменение структуры управления. Федеральная власть должна стать трехуровневой: правительство, принимающее политические решения, 15-17 министерств (т.е. гораздо меньше, чем сейчас), занимающихся правоустанавливающей деятельностью, и система контролирующих агентств и служб. МЭРТ позволили проверить свои идеи на трех ведомствах. И что же? Сотрудники Г. Грефа нашли, что все три можно абсолютно безболезненно сократить, а процентов 10-15 сотрудников перевести в другие министерства.
И, наверное, самый интересный момент, вызвавший радостное понимание у других членов комиссии. Инвентаризация имущества (в особенности недвижимости) и дальнейшая продажа объектов, освободившихся после расформирования неудачников. Декларируемый резон, кроме сокращения неэффективного аппарата, – получение бюджетом дополнительных доходов от реализации real estate. Сколько отличных особняков и земельных наделов грозит освободиться! Ради такого куска можно очень постараться, опровергнув непреложный закон бюрократии: сокращение одной штатной единицы приводит к увеличению списочного состава на 2 единицы. Предлагаю довести до логического завершения инициативу МЭРТ, и сократить само правительство. Все политические решения и так принимают в другом месте. Так что можно перевести самых толковых в администрацию президента, других… сами понимаете, и сколько еще дорогостоящих метров можно будет передать в надежные благодарные руки, приятно подумать.