Бурное развитие нефтяных компаний - рост производительности и модернизация отрасли – привели к тому, что в последние годы нефтяная промышленность России все более и более скатывалась к кризису. Кризису перепроизводства. Связано это, в первую очередь, с несоответствием возможностей по добыче и по транспортировке нефти. Отечественные нефтяники способны добывать значительно больше нефти, чем они добывают на сегодняшний день, однако из-за недостатка мощностей по транспортировке (проще говоря – трубопроводов) они вынуждены сдерживать темпы прироста добычи. Но даже при нынешних темпах ситуация с избытком нефти стала критической. Перенасыщенность внутреннего рынка и недостаток мощностей по транспортировке нефти на экспорт сделали свое дело, и внутренние цены на нефть обвалились до 5 долларов за тонну, при том, что на мировых рынках та же тонна сегодня стоит 25-30 долларов. В результате, из-за недостатка мощностей Россия экспортировала нефть значительно меньше, чем могла бы, теряя на этом миллиарды долларов. Все это вынудило правительство, под давлением нефтяников, наконец-то заняться решением проблемы.
Как сообщила газета «Ведомости», вице-премьер и по совместительству председатель Правительственной комиссии по доступу к магистральным трубопроводам и нефтепродуктопроводам Виктор Христенко пообещал в ближайшее время нарастить экспорт нефти на 10 млн. тонн в год. Сделано это будет за счет полной загрузки ранее недозагруженного участка трубопровода Холмогоры-Клин, через который сейчас транспортируется дорогая низкосернистая нефть Siberian Light. То есть теперь туда под завязку закачают дешевую и менее качественную нефть сорта urals. Большинство нефтяников ликует и уже готовится наращивать добычу нефти. Глава ЮКОСа Михаил Ходорковский уже заявил, что считает необходимым увеличить добычу нефти в России с 380 до 500 млн. тонн, и, естественно, ЮКОС собирается подать пример.
Однако разберемся поподробнее, в чем специфика «недоиспользованной» трубы Холмогоры-Клин и почему даже в самые лихие годы никто и никогда не помышлял закачивать туда urals, наращивая тем самым объемы экспорта.
Специфика этой трубы заключается в том, что она – одна из немногих в России, по которой транспортируется высококачественная и низкосернистая нефть. В отличие от бытующего мнения, такой нефти у нас добывается немало, однако большинство ее теряет свои свойства при закачке в трубу после смешения с менее качественными сортами. Поэтому для того, чтобы иметь возможность транспортировать именно «сортовую» нефть, и была построена отдельная труба непосредственно с месторождения Siberian Light. Эта труба питает основные нефтеперерабатывающие заводы юга России: Волгоградский НПЗ (ЛУКОЙЛ), Туапсинский НПЗ (Роснефть, Югнефтепродукт) и Краснодарский НПЗ (Югнефтепродукт). Именно эти заводы обеспечивают поставки до 80% бензина и дизтоплива в южные регионы России.
При закачке в трубу, помимо Siberian Light, еще и urals, - в результате получается смесь, по своим физико-химическим свойствам гораздо более близкая к urals, чем к более качественному сорту. Таким образом, если планам правительства все-таки суждено сбыться, Россия потеряет основную ветку транспортировки качественной нефти. А заводы, рассчитанные на переработку Siberian Light, не в состоянии перерабатывать более сернистую нефть urals. Для того, чтобы заводы были в состоянии переработать нефть с большим процентным содержанием серы, необходимо провести полную реконструкцию завода с изменением структуры и первичной, и вторичной переработки, а это стоит сотни миллионов долларов в расчете на каждый завод.
Однако проблему нехватки денег на реконструкцию заводов правительство готово помочь нефтяникам решить. Для помощи в реконструкции заводов комиссия решила, по словам Христенко, увеличить во II квартале поставки нефти на Туапсинский и Краснодарский НПЗ на 720 000 т. Большая часть этой нефти будет владельцами заводов реэкспортирована, а на полученную прибыль будет проведена реконструкция. Казалось бы, проще не бывает, однако почему до этого не додумались раньше, ведь проблема нехватки экспортных мощностей стоит на повестке дня уже давно?
Сложность ситуации в том, что реконструировать необходимо основные, самые крупные заводы юга России. Они, как уже говорилось выше, обеспечивают более 80 % бензина и дизтоплива, поставляемых в южные регионы, и остановить их на реконструкцию – означает обескровить весь юг России, ибо альтернативы им нет. Процесс реконструкции – достаточно долгий, и затянуться может на срок до года, а то и больше. Именно это, а даже не материальные проблемы, всегда и являлось главной трудностью плана. Остановить заводы – значит взвинтить цены на бензин и дизтопливо до небес. Еще можно было бы хоть как-то понять правительство, если бы оно затеяло все это осенью, но скоро весна, а с ней - посевные и отпуска, а значит – пик спроса на нефтепродукты.
Если этот план удастся реализовать, то в нынешнем году юг России ожидает катастрофа. Рекордные цены на бензин и дизтопливо приведут к полной парализации всех сельскохозяйственных работ в основной российской житнице, а дефицит масел и топочного мазута осложнит жителям южных регионов еще и следующий отопительный сезон. Не говоря уж о том, что в отпуск на своей машине в этом году на юг лучше не ездить.
Всего этого можно было бы избежать, если бы правительство еще летом согласилось бы с планами нефтяных компаний по строительству собственных трубопроводов. Лоббируемый ЮКОСом трубопровод из Сибири в Китай может увеличить экспорт на 20 млн.т в год, терминал в Мурманске - почти на 80 млн.т. Причем никаких денег из казны, нефтяные компании готовы были инвестировать несколько миллиардов долларов (а это – рабочие места, заказы нашей промышленности на трубы и технику), от правительства требовалось всего лишь разрешить частные трубопроводы. Однако Касьянов тогда жестко заявил, что никаких частных трубопроводов не будет. Позиция его выглядела очень государственнической, и многие ему аплодировали: не дадим разграбить наше государство ходорковским и алекперовым! В итоге имеем то, что имеем. А именно – решение, которое ничего не решает, но создает серьезнейшие проблемы, причем далеко не только нефтяникам.