Отчего-то наша публика, следящая за «Оскаром», была уверена, что американская интеллигенция (а таковая ныне обретается только в Голливуде) скажет Бушу свое решительное «нет». Тем паче что тамошняя интеллигенция сама подогревала страсти, обещая такое «нет», что мертвые начнут ходить. Ждали какого-нибудь могучего старца вроде Брандо. Хотя с чего бы его ждать?
Спятили, наверное. Еще бы на съездах партии Солженицына ждали. Но я не о том.
Есть такая компьютерная игра – «Цивилизация». Стратегия длиной в человеческую историю и даже несколько дальше. С покушениями на осмысления. Среди прочих осмыслений выделяется следующее: народ в городах, около которых или в которых идет война, становится склонен к бунтам. Так вот, чтобы избежать революций, одна из версий игры предлагает воюющей стороне построить сооружение под названием Movie Palace. То есть, попросту говоря, – большой кинотеатр. Данное сооружение моментально нейтрализует негативные последствия войны.
Так что кинотеатр. Милости просим в универсальное бомбоубежище. Это, значит, была присказка. Вернемся к нашим золотым мужикам.
Совершенно очевидно, что вот уже второй год членам академии выбирать не из чего: они, может, и рады бы дать какому-нибудь триллеру с поеданием трупов, так ведь не делают их так, чтобы академики не выглядели идиотами – то есть высокобюджетно и с горой цитат из Фрейда и Чехова. академики маются. Кругом - сплошные драмы да Питер Джексон со своими эльфами, как часовой на посту: смотрит такими глазами, что ясно – вырони хоть одну статуэтку – тут же ботинком прижмет и будет вертеть по сторонам головой с безмятежным видом. Опять же, развлекательному кино «Оскаров» не дают: в другой раз напомню, что «молчание ягнят» был ошень интеллектуальный триллер про человеческий душа и его ошень темный глубина, про который нам ошень уважаемый ушоный Зигмунд Фрейд все объяснил.
Итак, маются. С одной стороны – уже даже не голодным, а остервенелым взглядом смотрит главный классик Скорсезе, у которого – ни одного «Оскара» вообще и неопрятное кино про банды Нью-Йорка. С другой – с другой вообще не пойми что. Какие-то драмы, высидеть которые решительно невозможно, и, наконец, мюзикл «Чикаго» в полном составе. С третьей – важные люди обещали явиться на церемонию и прямо оттуда в морду золотым мужиком Бушу и запустить. Что тут сделать?
Следует отметить, что мюзиклам «Оскаров» тоже давали неохотно и всегда – в определенное время. В 29-ом, в год начала Великой депрессии, дали «Бродвейской мелодии». В 60-х, в разгар беготни американских солдат по разным джунглям, дали сразу трем - «Вестсайдской истории», «Звукам музыки» и «Оливеру!». И вот, стало быть, когда Америка решила снова наводнить отдельно взятый регион демократией, кстати подвернулся «Чикаго». Продюсер его был малый покладистый, до седых волос ничего не имел и потому был кандидатурой – верняк; выйдя на сцену, благодарил традиционную производственную команду: Бога, маму, папу, оператора, покойного Боба Фосса и Квин Латифу, которая ему лет двадцать назад показала бы «белую шваль», да вот пришли времена, когда возлегли черные рядом с белыми. Арабов теперь гоняют вместе. Фильм, впрочем, вроде неплохой. Словом, выручили, молодцы, сукины дети.
И все сошло гладко. Кто-то вяло брякнул про «миру-мир». Режиссер-документалист по имени Майкл Мур потребовал-таки от Буша прекратить, но, поскольку он был режиссер-документалист, то есть фигура в некотором роде комическая, его вежливо выслушали и даже кто-то похлопал. Все тихо-ладно, на небом Ирака летят самолеты – короче, патриотическая идиллия.
Пусть не покажется тут лишним слово «патриотизм»: в деле пропаганды оного кинематографу равных нет, и Голливуд прежних лет постарался в этом смысле на славу.
Судите сами.
В 60-х был бунт патлатой молодежи: три обормота – Макдермот, Радо и Рагни – сочинили рок-оперу «волосы», повествующую о том, как молодой человек перед отходом в мир иной путем участия в войне неправедной потерся с нью-йоркскими хипарями. Потом был период всеобщего раскаяния, и даже русский эмигрант Довлатов в передовице русско-еврейско-американской газеты поведал о том, как учил американку на предмет боевого патриотизма: мудро указывал ей, что готовность к войне - это готовность ее начать. Американка ужасалась. Интересно, что бы он написал теперь. Ну да ладно.
Затем патриотическое воспитание в Америке стало набирать обороты: Голливуд заново оседлал тему и выдавал на-гора разной степени безобразия военные фильмы с сентенциями, образцово-показательными примерами которых были широкомасштабные вампуки Оливера Стоуна. пафос рос, Владимир Ильич Рейган сказал, что лучше быть мертвым, чем красным, но дамочки еще пугались. Однако шло время, американские десанты высаживались то на одном банановом острове, то на другом, и ничего страшного не происходило. Дамочки потихоньку успокаивались. Вольфганг Петерсен, когда-то сделавший угрюмый «Das Boot», в 1997 году слабал запредельную штуковину под названием «самолет президента»: там Харрисон Форд прыгал, кажется, с самолета на самолет на соответствующей высоте и выполнял прочие фигуры высшего президентского пилотажа, но для начала он бросал своим советникам, говорившим, что чего-то Ирак опять балует, фразу: «Пошлите туда танки. Хватит уже». Это было так нагло, что даже завораживало.
В общем, патриотизм – что ни говори, чувство благородное, но если его лелеять, как доходное предприятие, то могут возникнуть и некоторые проблемы, что мы и наблюдаем. В таком виде патриотизм – болезнь неизлечимая, которая требует все же постоянного лечения. Вроде псориаза. Будешь лечить – проживешь долго и счастливо. Запустишь – получишь какую-нибудь лимфому во цвете лет. И тут самая передовая страна мира показала идеальный вариант небрежения талассотерапией. Так что можно извлекать уроки.
Уроки вот какого порядка: у нас ныне тоже популярна идея «патриотического воспитания». Причем идет она в самом свирепом своем виде – даешь что угодно, лишь бы про наших. Вся эта балабановская продукция кому-то нравится - такое кино, наверное, пользительно с государственной точки зрения. Призыв от этого улучшится. Или еще что.
Но вот кричать по поводу Балабанова от радости, наверно, не стоит. Не надо забывать, что патриотизм периодически стоит подлечивать. И что шоу-бизнес этого делать не будет никогда. Этим можно заниматься только в одиночестве, делая себе после Балабанова инъекции. А то ведь мы на подъеме – глядишь, лет через двадцать тоже захотим всучить Туркменистану немного своих вечных ценностей. А потом на «Кинотавре» будем давать кинотавров сотой перепостановке рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина мурьеты» Иначе возникнет риск, что какой-нибудь прогрессивный актер запустит кинотавром в голову президенту. Нужны станут хорошие мины. Прошу прощения за каламбур.
А потом, когда по Туркменистану пойдет гулять одна только пыль, все опять образуется.
Главное, чтобы кинотеатр был большой.