Информации о первых днях войны в Ираке чрезвычайно много, но, к сожалению, это на 95% либо целенаправленная ложь воюющих сторон, либо ангажированность и некомпетентность “нейтральных” журналистов. Надо попытаться извлечь 5% правды.
Во-первых, хочется сказать о некоторых очевидных ошибках, кочующих из одного издания и канала на другие все четыре военных дня. Так, в США вообще нет пехотных дивизий, хотя почти во всех СМИ их соединения проходят именно под этим названием. У США есть легкие пехотные дивизии, которые в боях пока очевидно не задействованы, и есть “тяжелые” дивизии — бронетанковые и механизированные. Именно 3-я механизированная наступает на Багдад. От бронетанковой дивизии она отличается лишь наличием дополнительного разведывательного батальона, т.е. это очень мощное соединение с большим количеством танков (5 танковых батальонов).
Крылатые ракеты не запускаются ни с авианосцев, ни с палубных самолетов, хотя со страниц и экранов нам постоянно об этом сообщают. Носителями КР являются стратегические бомбардировщики В-52, многоцелевые атомные подлодки, а также крейсера типа “Тайкондерога” и эсминцы типов “Спруэнс” и “Орли Берк”, оснащенные системой “Иджис”.
В первый день наземной операции было очень трогательно читать о том, как иракцы остановили американские войска с помощью советских ПТУР Sagger. Интересно, что наши журналисты даже не перевели натовскую кличку на русский язык. Речь идет о ракетах “Малютка”, создавших колоссальные проблемы израильтянам в первые дни октябрьской войны 1973 г., но не имеющих никакого отношения к реалиям современной войны. У них слишком слабая бронепробиваемость, а система наведения требует удержания на одной линии цели и ракеты вплоть до попадания, что делает оператора 100%-ным смертником.
Совсем замечательно звучат оценки одного из американских налетов на Багдад как самого сильного в истории человечества. В ходе этого налета, даже по иракским данным, погибло 3 человека. В 1944-45 гг. во время налетов тех же англичан и американцев на Дрезден, Гамбург, Токио погибало за одну ночь по 200-300 тыс. человек, а города целиком превращались в руины, чего с Багдадом совершенно явно не произошло.
Во-вторых, о подтвержденных американских потерях. Если говорить о разбившихся вертолетах МН-53 и СН-46, то в американские заявления об их гибели по техническим причинам верится достаточно легко. И СН-53 (МН-53 — спецназовская модификация этой машины), и СН-46 являются ветеранами еще Вьетнамской войны, т.е. старше наших Ми-8. Широко разрекламированный конвертоплан V-22, который должен был заменить почти все вертолеты и часть самолетов авиации ВМС и морской пехоты, уже лет 15 не может выйти из стадии опытных образцов, поэтому элита американских ВС вынуждена летать на гробах.
Столкновение в воздухе двух английских “Си Кингов” относится к разряду неизбежных летных происшествий, а вот “Торнадо”, сбитый американским ЗРК “Пэтриот”, наводит на мысль о весьма нервной обстановке в войсках коалиции. Впрочем, если на самолете или на ЗРК отказала система “свой-чужой”, то это тоже техника, которая иногда неизбежно подводит.
Гибель самолетов над Багдадом можно было бы считать серьезнейшей неудачей союзников. Если иракская ПВО до сих пор сохранила способность сбивать самолеты на больших и средних высотах, нет никаких оправданий для командования американских ВВС. Однако нет и никаких доказательств того, что самолет(ы) действительно сбит(ы). Пленных ведь иракцы сразу показали по ТВ, что мешает показать обломки, тем более, если они находятся прямо в Багдаде или пригородах?
Что касается наземной операции, то она началась вполне ожидаемым образом — в обход городов на Багдад. То, что это наступление ведется силами одной (!!!) дивизии и еще нескольких подразделений (в основном — морской пехоты), свидетельствует о совершенно фантастической наглости и самоуверенности американцев. При этом операция началась чрезвычайно удачно, если всего за двое суток эти очень небольшие силы доехали до Наджафа. Подобный темп наступления, безусловно, не имеет аналогов в мировой военной истории. Он примерно в 3 раза выше, чем у советских войск во время Маньчжурской операции в августе 1945 г. (самое быстрое наступление Второй мировой), хотя скорость “Абрамса” примерно та же, что и Т-34. Рельеф в Маньчжурии, конечно, сложнее, чем в Ираке, но все же скорость у американцев хорошая, почти маршевая. Поэтому не понятно, о каком “ожесточенном сопротивлении” иракцев идет речь. Без сопротивления вряд ли можно бы было двигаться быстрее. При этом до сих пор никак не задействован в боях 18-й воздушно-десантный корпус (82-я воздушно-десантная, 101-я воздушно-штурмовая, 10-я легкая пехотная (“горно-городская”) дивизии), который, очевидно, и будет брать Багдад.
Однако нехватка сил уже начала сказываться, коммуникации наступающей группировки очевидно не обеспечены, отсюда и пятерка пленных, которые должны были подвезти войскам воду. Отсюда же и потери под Эн-Насирией. Авиация явно не справляется с ролью “воздушного зонтика”, сухопутчикам приходится действовать самостоятельно, в результате начинает срабатывать численное превосходство иракцев. Вообще, летчики недорабатывают, предвоенные слухи о массированных ударах оказались несколько преувеличенными. Ирак сохранил даже системы связи и управления войсками, что просто не поддается разумным объяснениям, а стирание с лица земли дворцов Хусейна, похоже, относится к области психологии, а не военного искусства.
Информационно-психологическую войну США очевидно проигрывают как в зоне боевых действий, так и в тылу. Такого с ними не было со времен Вьетнама, и это может самым серьезным образом сказаться на всем ходе боевых действий. Вьетнамская ситуация в области пропаганды начинает повторяться – успехи союзников считаются само собой разумеющимися и игнорируются, а неудачи раздуваются до размеров катастрофы, что деморализует англо-американские войска и становится отличным допингом для иракцев.
Самым тяжелым на сегодняшний день поражением американцев является бросок гранаты американским же солдатом, видимо арабом по происхождению и мусульманином по вере, в штабную палатку 101-й воздушно-штурмовой дивизии. В Российской армии татары, башкиры, представители народов Северного Кавказа составляют очень значительную долю личного состава, однако за обе чеченские войны не было ни одного подобного инцидента (оружие боевикам продают независимо от национально-конфессиональной принадлежности). Видимо, американцам надо послушать популярную в недавнем прошлом в России песню “Предчувствие гражданской войны”.