Хорошо известно, что построение полноценного демократического общества возможно только, когда большая часть его членов разделяет идеалы демократии. Фундамент демократического общества составляет правовое государство, граждане которого обладают определенным уровнем правового сознания. А прививать азы правовой грамотности лучше всего с самого детства. Понимая это, наше государство озадачилось вопросом создания образовательной литературы, которая поможет юным россиянам постичь основы правовой грамотности.
Разрабатывать учебники по основам права взялся Российский фонд правовых реформ, одним из результатов деятельности которого стало учебное пособие «Основы правовых знаний». Книга, написанная известным юристом Ольгой Василенковой в доступной форме, знакомит молодых россиян с основами права, дает четкие и понятные определения таким понятиям, как «презумпция невиновности», «право голоса», «свобода волеизъявления» и т.д. Для простоты восприятия ключевые понятия, рассматривающиеся в пособии, были продублированы в виде выносок и проиллюстрированы рисунками художника Юрия Аратовского, известного своей работой в еженедельнике «Профиль».
Например, рассматривается в выноске понятие «Конституция», а рядом рисунок – человек, склонившийся над Конституцией и задумчиво произносящий: «Сколько разных правил! Жизни не хватит, чтобы их всех нарушить». Другая выноска - «Никто не может указывать судье, как он должен рассматривать дело» - украшена изображением судьи, разгадывающим кроссворд и т.д. Вероятно, преисполненные сознанием значимости своей миссии, составители решили заодно рассказать молодым читателям, что закон – это одно, а реальная жизнь – совсем другое.
Благодаря этому замыслу молодые россияне смогут узнать, что: с законом можно торговаться, его представителей легко одурачить и все можно купить – были бы деньги. А самое главное: не пойман – не вор – эта позиция, видимо, особенно близка РФПР, так как в пособии проиллюстрирована несколько раз.
Чтобы дети не преисполнялись чрезмерным пиететом к представителям власти, человеческим качествам и умственным способностям последних даются недвусмысленные характеристики. Так, благодаря пособию школьник может узнать, что депутаты у нас либо продажны, либо безумны, госчиновники – жулики, мэры – казнокрады и т.д.
То, что зачастую так оно и есть, ни для кого не секрет. И когда об этом говорят СМИ, они тем самым исполняют то, что должны: сообщают людям правду. Однако отличие СМИ от учебника для детей состоит в том, что учебник пишет, как должно быть, а СМИ – наоборот, как быть не должно. Когда учебник берет на себя функции СМИ, он перестает соответствовать своему назначению.
Скомпилировав два хороших исходных продукта – текст и иллюстрации, РФПР «выдал на гора» негодный конечный продукт, который Министерство образования, ничтоже сумняшеся, «благословило» своим грифом. Таким образом, оба эти ведомства проиллюстрировали еще пару распространенных «грехов» госслужащих – халатность и безответственность. В данном случае – по отношению к детям, которым вместо правосознания прививается правовой нигилизм и неуважение к представителям власти.